Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении вычета налога на добавленную стоимость при осуществлении освобожденных от налогообложения этим налогом операций, в отношении которых налогоплательщик принимает решение об отказе от освобождения, и сообщает следующее.
Пунктом 5 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено право налогоплательщика, осуществляющего операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 3 данной статьи Кодекса, отказаться от освобождения таких операций от налогообложения при условии представления соответствующего заявления в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Таким образом, в случае если налогоплательщик представил в налоговый орган заявление об отказе от освобождения от налогообложения операций, предусмотренных п. 3 ст. 149 Кодекса, то реализация товаров (работ, услуг) этим налогоплательщиком производится по ставкам налога на добавленную стоимость в размере 18 (10) процентов или 0 процентов. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления таких операций, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. ст. 171 и 172 Кодекса.
В случае если налогоплательщик в налоговый орган указанное заявление не представил, операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 173 Кодекса в случае выставления счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога на добавленную стоимость, указанная в счете-фактуре, переданном покупателю. При этом налог, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимается.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА