Об учёте суммы повышенного размера выходного пособия в составе расходов на оплату труда

Министерство финансов РФ письмо от 07.04.2011 № 03-03-06/1/224
| официальная переписка | печать

Вопрос: Между работником и ООО заключено дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту), в котором стороны договорились расторгнуть заключенный между ними трудовой договор по соглашению сторон. Работодатель, в соответствии с соглашением, в день увольнения обязан выплатить работнику выходное пособие в повышенном размере - пять среднемесячных окладов.

Основанием для начисления и выплаты выходного пособия является дополнительное соглашение. Так как случаи начислений и выплат выходного пособия в повышенном размере не носят регулярный характер, а осуществляются на основании соглашения между работодателем и работником, данные выплаты не поименованы в коллективном договоре.

1. Вправе ли ООО при исчислении налога на прибыль учитывать суммы выходного пособия, выплачиваемого в повышенном размере, в составе расходов на оплату труда?

2. Вправе ли ООО при исчислении налога на прибыль учитывать суммы страховых взносов, начисленных на суммы выходного пособия, выплачиваемого в повышенном размере, в расходах на обязательное и добровольное имущественное страхование в соответствии с п. 2 ст. 263 НК РФ?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета суммы повышенного размера выходного пособия в составе расходов на оплату труда сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) основанием прекращения трудового договора является соглашение сторон.

В силу ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

При этом в ч. 4 ст. 178 ТК РФ отмечается, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи выплаты выходных пособий, отличные от обязательных в силу требований трудового законодательства, а также могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

На основании ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключенным в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В рассматриваемом случае дополнительным соглашением была предусмотрена выплата выходного пособия при увольнении, в том числе и при увольнении по соглашению сторон.

Таким образом, расходы по выплате компенсации при расторжении договора могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в случае, если такая выплата предусмотрена трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, являющимся неотъемлемой частью трудового договора, или коллективным договором.

Для целей налогообложения прибыли налогоплательщик вправе учесть полную сумму выплаченных работникам выходных пособий вне зависимости от их величины.

2. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 г. предусмотрены исчисление и уплата (перечисление) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (страховые взносы).

Вышеуказанным Законом установлено, что начиная с 1 января 2010 г. страховые взносы уплачиваются с выплат и иных вознаграждений в пользу работников вне зависимости от того, учитываются такие выплаты в уменьшение налогооблагаемой прибыли или нет.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.

При этом ст. 270 Кодекса не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях гл. 25 Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в том числе начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин