Вопрос: Об определении доходов агента, применяющего УСН, при невозможности определить размер вознаграждения по агентскому договору; о применении ККТ при перечислении принципалом денежных средств агенту.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, положений Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре.
Согласно п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, при определении объекта налогообложения при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходом организации-агента является сумма полученного агентского вознаграждения.
На основании п. 1 ст. 346.17 Кодекса у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Учитывая изложенное, в случае если при получении агентом от принципала денежных средств на исполнение агентского договора определить размер агентского вознаграждения не представляется возможным, то вся сумма указанных денежных средств, по нашему мнению, включается в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В дальнейшем при определении конкретного размера агентского вознаграждения организация-агент вправе скорректировать полученные доходы на сумму, перечисленную поставщику товаров (работ, услуг), за вычетом суммы своего вознаграждения, которым является экономия, полученная при заключении сделки.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Поскольку перечисление принципалом в рамках заключенного агентского договора денежных средств агенту не является операцией по реализации товара (работ, услуг), то, следовательно, данная операция не подпадает под действие Федерального закона № 54-ФЗ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. Саакян