Вопрос: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль распределяемого при ликвидации ООО имущества, получаемого организацией - участником данного ООО.
Ответ:
В связи с поступающими запросами налогоплательщиков Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при распределении имущества ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью сообщает следующее.
Порядок распределения имущества ликвидируемого общества между его участниками установлен ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В соответствии с п. 1 ст. 58 указанного Федерального закона оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в очередности, установленной данным пунктом.
При ликвидации общества с ограниченной ответственностью и распределении его имущества доходы организаций - участников общества определяются в соответствии с порядком, установленным ст. 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Учитывая изложенное, при передаче налогоплательщику имущества ликвидируемого общества в порядке, установленном ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», доход налогоплательщика определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале общества, определенной в порядке, установленном п. 1 ст. 277 НК РФ.
При этом отмечаем, что ст. 277 НК РФ не установлен порядок принятия к налоговому учету имущества, получаемого при распределении имущества ликвидируемого общества.
Вместе с тем при принятии указанного имущества к налоговому учету необходимо исходить из того, что право на получение данного имущества возникло в связи с приобретением налогоплательщиком доли в уставном капитале общества, вследствие чего такое имущество не может рассматриваться как безвозмездно полученное.
Также отмечаем, что с учетом принципа экономической обоснованности налогов, предусмотренного п. 3 ст. 3 НК РФ, стоимость получаемого имущества ликвидируемого общества должна определяться исходя из стоимости оплаченной участником доли в уставном капитале общества, с учетом отраженного в налоговом учете по дату получения имущества дохода в виде превышения рыночной стоимости имущества над стоимостью такой доли.
В связи с этим, учитывая установленный ст. 277 НК РФ порядок оценки стоимости распределяемого ликвидируемым обществом имущества, по мнению Департамента, налогоплательщик вправе принять указанное имущество к налоговому учету по стоимости (первоначальной стоимости), равной рыночной стоимости имущества на дату его получения.
Также сообщаем, что Департамент поддерживает предложение ФНС России (Письмо от 05.10.2011 № ЕД-20-3/1242) о необходимости внесения изменений в гл. 25 НК РФ в части законодательного установления порядка определения стоимости имущества (имущественных прав), полученного при выходе участника из общества с ограниченной ответственностью или при ликвидации организации.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин