Об учете арендодателем стоимости услуг связи (телефона, интернета) при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН; об учете расходов на приобретение автономного программно-аппаратного устройства (ОТР-токена); об указании показателей в полных рублях в книге учета доходов и расходов.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам определения доходов и расходов индивидуальным предпринимателем - арендодателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и сообщает следующее.
1. Согласно ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Статьей 249 Кодекса установлено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Вместе с тем ст. 251 Кодекса не предусматривает исключение из доходов возмещения стоимости расходов по оплате услуг связи (телефона, интернета), поступающей арендодателю от арендатора.
Таким образом, суммы указанных возмещений учитываются налогоплательщиком-арендодателем в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.
В связи с этим налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать доходы, полученные от предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче в аренду нежилых помещений, на затраты по оплате услуг связи и интернета, если договором аренды указанные затраты возложены на арендодателя.
2. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщик при определении объекта налогообложения уменьшает полученные доходы, в частности, на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4 настоящей статьи Кодекса).
Пунктом 4 названной статьи Кодекса установлено, что в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Таким образом, в случае если автономное программно-аппаратное устройство (ОТР-токен) отвечает требованиям п. 1 ст. 256 Кодекса и является амортизируемым имуществом, то расходы организации на его приобретение могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 Кодекса).
При этом согласно вышеназванному пункту ст. 346.16 Кодекса расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию и в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
В том случае если автономное программно-аппаратное устройство (ОТР-токен) не является амортизируемым имуществом, то следует иметь в виду следующее.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают материальные расходы.
В п. 2 названной статьи Кодекса указывается, что состав материальных расходов определяется ст. 254 Кодекса.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
При этом согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, материальные расходы учитывают в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
Таким образом, расходы на приобретение имущества стоимостью менее 40 000 руб. учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на дату их оплаты.
3. Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н (далее - форма книги).
На титульном листе формы книги предусмотрена единица измерения: руб., код по Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366, 383.
По данному коду в вышеуказанном Общероссийском классификаторе предусмотрена экономическая единица измерения - рубль.
Исходя из этого в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, все показатели следует указывать в полных рублях.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН