Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В декабре 2012 г. были перечислены страховые взносы, рассчитываемые исходя из стоимости страхового года, за 2012 г. В мае 2013 г. были перечислены страховые взносы, рассчитываемые исходя из стоимости страхового года, за 2010 - 2011 гг.
В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения "доходы", уменьшают сумму исчисленного налога на страховые взносы, уплаченные в данном отчетном (налоговом) периоде.
Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
Правомерно ли уменьшить сумму налога, уплачиваемого при применении УСН и исчисленного за 2013 г., на сумму страховых взносов в ПФР и ФОМС, исчисленных за 2010 - 2012 гг. и уплаченных в 2012 и 2013 гг.?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке уменьшения суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы", на сумму страховых взносов и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.
В 2012 г. согласно п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшалась налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не могла быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Указанное ограничение не распространялось на индивидуальных предпринимателей, не производивших выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивавших страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В этой связи индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2012 г., на вышеуказанные страховые взносы без ограничения.
В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 Кодекса с 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
При этом абз. 1 п. 3.1 ст. 346.21 Кодекса предусмотрено уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.
Следовательно, в целях применения п. 3.1 ст. 346.21 Кодекса исчисленный за отчетный (налоговый) период авансовый платеж (налог) уменьшается на сумму страховых взносов в фиксированном размере, которые фактически уплачены в данном отчетном (налоговом) периоде.
Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН