Вопрос: Возможно ли отменить счета-фактуры, учитывая, что их содержание почти идентично содержанию товарных накладных и актов выполненных работ (оказанных услуг)?
Ответ:
В связи с обращением с предложениями о внесении изменений в гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики благодарит за внимание, проявленное к данной проблеме, и сообщает, что предложения по совершенствованию порядка применения налога на добавленную стоимость, поступающие в Департамент, внимательно рассматриваются и по мере целесообразности используются при подготовке изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В отношении счетов-фактур считаем необходимым отметить, что в Российской Федерации счета-фактуры для целей налога на добавленную стоимость введены с 1 января 1997 г. в качестве меры по укреплению налоговой дисциплины.
В настоящее время порядок применения счетов-фактур регулируется нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137, которые в целом соответствуют международной практике применения налога на добавленную стоимость, в частности Директиве Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 г. «Об общей системе налога на добавленную стоимость».
Так, согласно ст. 169 Кодекса счет-фактура является основным документом, на основании которого покупатель товаров (работ, услуг) имеет право принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг) к вычету при исчислении суммы этого налога, подлежащего уплате в бюджет.
Данный документ содержит информацию о реквизитах продавца и покупателя, наименовании реализуемых товаров (работ, услуг), их цене, стоимости, ставке налога, сумме налога и прочие показатели, необходимые для осуществления налогового контроля за полнотой поступления налога на добавленную стоимость в бюджет.
В целях сокращения документооборота на бумажных носителях ст. 169 Кодекса установлено право налогоплательщиков составлять счета-фактуры в электронной форме.
Принятие решения об отмене счетов-фактур усложнит порядок налогового администрирования сумм налога на добавленную стоимость, принимаемых к вычету покупателем товаров (работ, услуг).
В связи с изложенным, а также принимая во внимание постоянное совершенствование порядка применения счетов-фактур, предложение об изъятии из документооборота счетов-фактур не поддерживается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. Кизимов