Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке перехода с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) на общий режим налогообложения и исходя из информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 346.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, которые уплачивали единый сельскохозяйственный налог, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления выполняют следующие правила:
1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения единого сельскохозяйственного налога, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения единого сельскохозяйственного налога товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено гл. 25 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса при исчислении единого сельскохозяйственного налога датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).
В связи с этим при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) после перехода на общий режим налогообложения в счет авансов, полученных в период уплаты единого сельскохозяйственного налога, при исчислении налога на прибыль организаций с использованием метода начисления стоимость этих товаров (работ, услуг) в состав доходов от реализации включаться не должна.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях гл. 26.1 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
При этом материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.
Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.
По этой причине стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных в период применения режима налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, списанных в производство или реализованных после перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на прибыль организаций учитываться не должна.
Также не должна учитываться при исчислении налога на прибыль организаций в составе затрат стоимость остатков готовой продукции, образовавшихся на дату перехода на общий режим налогообложения, а реализованных после перехода на данный режим налогообложения.
При этом затраты на погашение задолженности по заработной плате, налогам, сборам, взносам, образовавшейся в период уплаты единого сельскохозяйственного налога, осуществляемые после перехода на общий режим налогообложения, следует учитывать при исчислении налога на прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.