Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения российской организации, расположенного за пределами РФ.
Ответ:
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении абз. 1 п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
Согласно п. 2 ст. 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.
Российская организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 83 Кодекса). При этом местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 Кодекса).
Континентальный шельф, в том числе на котором Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию, не относится к территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации). Следовательно, при осуществлении деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации с формированием обособленного подразделения такое обособленное подразделение не признается созданным на территории Российской Федерации.
Таким образом, по нашему мнению, предусмотренные абз. 1 п. 2 ст. 288 Кодекса показатели, относящиеся к деятельности российской организации через ее обособленное подразделение (включая остаточную стоимость амортизируемого имущества), расположенное за пределами территории Российской Федерации, учитываются при исчислении суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджетную систему Российской Федерации по месту нахождения этой российской организации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин