Вопрос: О применении ККТ организацией, применяющей УСН, при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными товарами с лотка и розничной реализации горячих бутербродов с использованием специального переносного лотка с подогревом.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения контрольно-кассовой техники организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности в сфере мелкорозничной торговли продовольственными товарами с лотка и розничной реализации горячих бутербродов с использованием специального переносного лотка с подогревом, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исходя из абз. 8 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
Таким образом, положения абз. 8 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей вне зависимости от того, какой режим налогообложения они применяют в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности.
Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности в сфере разносной мелкорозничной торговли, при условии соответствия характера такой торговли условиям, оговоренным в абз. 8 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, вправе производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
В то же время при наличных денежных расчетах в случаях продажи товаров бланки строгой отчетности законодательством не предусмотрены.
При этом согласно п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) датой получения доходов у лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Статьей 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.
Вместе с тем налогоплательщики обязаны подтверждать размер полученных доходов соответствующими первичными документами, к которым относятся, в частности, платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств (приходный кассовый ордер, банковские выписки о перечислении денежных средств), договоры купли-продажи с физическими лицами и другие документы, связанные с установлением порядка и размера оплаты, и иные первичные документы.
Также сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. Саакян