ФТС России в целях единообразного применения приказа ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (зарегистрирован Минюстом России 25.06.2013, рег. № 28894) разработаны методические рекомендации по применению положений указанного порядка.
Прошу обеспечить доведение методических рекомендаций до сведения подчиненных должностных лиц, их изучение и практическое применение.
Заместитель
руководителя
генерал-лейтенант
таможенной службы
Р. Давыдов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ НА СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ (ИНЫЕ МЕСТА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ), ПОМЕЩЕНИЯ (ВЫДАЧИ) ТОВАРОВ НА СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И ИНЫЕ МЕСТА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ О ТОВАРАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВРЕМЕННОМ ХРАНЕНИИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА НА ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ В ИНЫХ МЕСТАХ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ ФТС РОССИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. № 2688
Настоящие методические рекомендации по применению Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2688 (далее — Порядок), разработанные в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС), Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), направлены на единообразное применение положений Порядка таможенными органами, лицами, в обязанности которых входит помещение товаров на временное хранение (далее — уполномоченные лица), владельцами складов временного хранения (далее — владельцы СВХ).
В настоящих методических рекомендациях в качестве владельца СВХ рассматривается также лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, а в качестве СВХ также рассматривается иное место временного хранения.
1. В соответствии с пунктом 3 Порядка товары могут не помещаться на временное хранение, если в течение времени, указанного в пункте 2 Порядка, совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой:
таможенному органу подана и им зарегистрирована таможенная декларация;
представлены все сведения, необходимые для таможенного декларирования товаров;
представлены документы, необходимые для выпуска товаров, за исключением случая, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, и по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов после выпуска товаров.
В случае отзыва таможенной декларации либо отказа в выпуске товаров, а также при необходимости проведения или завершения в отношении этих товаров форм таможенного контроля с продлением срока выпуска таможенной декларации, в том числе при необходимости представления таможенному органу документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС, приостановления выпуска товаров в соответствии со статьей 331 ТК ТС, такие товары помещаются на временное хранение, поскольку они не могут рассматриваться как товары, в отношении которых совершены таможенные операции. Помещение указанных товаров на временное хранение осуществляется уполномоченным лицом в течение 3 часов с момента наступления соответствующего события.
Началом исчисления трехчасового срока, в течение которого с товарами, в отношении которых принято решение об отзыве таможенной декларации либо об отказе в выпуске, должны быть совершены действия, связанные с помещением на временное хранение, считается проставление должностным лицом таможенного поста в соответствующей графе таможенной декларации отметки, фиксирующей время принятия соответствующего решения.
Исчисление сроков, указанных в пункте 3 Порядка, осуществляется с учетом времени работы таможенного органа.
2. Абзацем третьим пункта 9 Порядка установлено, что если документы, необходимые для помещения товаров на временное хранение, уже представлены таможенному органу, в частности, представлены перевозчиком при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, уполномоченное лицо представляет таможенному посту письменное обращение, составленное в произвольной форме и содержащее сведения о реквизитах этих документов.
При представлении указанного обращения в графе 4 журнала регистрации документов, представляемых для помещения товаров на временное хранение (приложение № 2 к Порядку), делается запись «обращение ООО «XXX» от ______ № _____» либо «отчет по форме ДО-1 от ______ № _____», в графе 6 делается запись «документы представлены при завершении таможенного транзита (при предъявлении товаров)», в графе 7 указывается количество листов, составляющих обращение либо отчет по форме ДО-1».
Обращаем внимание, что представление указанного обращения в качестве документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение, допускается в отношении любых товаров, перемещаемых всеми видами транспорта, а представление отчетности по форме ДО-1 в качестве документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение, допускается только в отношении товаров, помещаемых на СВХ, расположенные в пунктах пропуска, а также в иные места временного хранения товаров, указанные в подпунктах 4—8 пункта 34 Порядка.
Представление отчетности по форме ДО-1 в качестве документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение, означает, что на момент ее представления владелец СВХ уже приступил к исполнению своих обязанностей.
3. В соответствии с абзацем первым пункта 11 Порядка помещение товаров на СВХ производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ.
Если временное хранение товаров будет осуществляться не в месте расположения таможенного поста, производящего завершение таможенной процедуры таможенного транзита, либо таможенного поста, которому предъявляются товары в месте прибытия, указанный таможенный пост контролирует фактическое размещение товаров в месте временного хранения в ходе проведения проверки товаров.
Фактическое перемещение товаров в место временного хранения, не являющееся местом расположения таможенного поста, производящего завершение таможенной процедуры таможенного транзита (таможенного поста, которому предъявляются товары в месте прибытия), осуществляется в пределах сроков, устанавливаемых в соответствии со статьей 219 ТК ТС.
Таможенное декларирование товаров, временное хранение которых осуществляется не в месте расположения таможенного поста, производящего завершение таможенной процедуры таможенного транзита (таможенного поста, которому предъявляются товары в месте прибытия), может быть осуществлено только после фактического размещения таких товаров в месте их временного хранения.
В соответствии с абзацем третьим пункта 11 Порядка перемещение товаров из места расположения таможенного поста до места их временного хранения осуществляется таможенным органом с применением таможенного наблюдения в соответствии со статьей 114 ТК ТС, в том числе с применением технических средств, за исключением случаев, когда документы, указанные в пункте 9 Порядка, представлены в таможенный орган владельцем СВХ.
Согласно пункту 2 Порядка уполномоченным лицом, которое обязано поместить товары на временное хранение, является перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, в том числе владелец СВХ.
Таким образом, владелец СВХ, являющийся уполномоченным лицом, выполняющим действия, предусмотренные пунктом 9 Порядка, может перемещать товары в место временного хранения самостоятельно, без осуществления таможенного наблюдения таможенным органом.
В иных случаях перемещение товаров в место временного хранения осуществляется с применением таможенного наблюдения и составлением акта таможенного наблюдения, предусмотренного приложением № 5 к приказу ФТС России от 25 октября 2011 г. № 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля», в том числе и при опосредованном таможенном наблюдении (с применением технических средств таможенного контроля), то есть без фактического присутствия должностного лица таможенного поста при перевозке товаров в место их временного хранения.
Также абзацем пятым пункта 11 Порядка установлено, что при установлении факта невозможности осуществления дальнейшей перевозки товаров на СВХ начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) принимает решение о дальнейших действиях в отношении товаров, а также обеспечивает оформление спецсообщения согласно установленному порядку и направление его в оперативно-дежурную службу таможни.
Такое спецсообщение составляется в произвольной форме и в возможно короткие сроки направляется в оперативно-дежурную службу таможни.
4. Абзацем вторым пункта 15 Порядка установлено, что документы, фиксирующие факты повреждения или порчи товаров, несоответствия их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, а также разделения товарной партии, представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления.
Таким образом, указанные документы должны содержать сведения о времени их оформления. Соответственно, это время является началом отсчета шестичасового срока, предусмотренного абзацем первым указанного пункта Порядка.
Абзацем четвертым пункта 15 Порядка установлено, что корректировка отчетности по форме ДО-1 в указанных в настоящем пункте и иных случаях владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) не производится. Таким образом, добавочные листы к отчетности по формам ДО-1 и ДО-2 используются только для указания сведений о товарах, не поместившихся на основном листе отчета.
5. В соответствии с пунктом 25 Порядка выдача и вывоз товаров из места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта (подпункт 6 пункта 34 Порядка) может осуществляться на основании разнарядки на отгрузку импортных грузов.
Разнарядка на отгрузку импортных грузов (КЭ-4.1) является унифицированным документом, оформляемым в соответствии с Правилами оформления грузовых и перевозочных документов РД 31.10.07-89, утвержденными 2 января 1990 г. Минморфлотом СССР, и применяется в торговом мореплавании. Указанные правила устанавливают требования и регламентируют порядок оформления морскими торговыми портами грузовых перевозочных документов при перевозках грузов в каботаже и заграничном сообщении.
Учитывая, что Порядком и иными правовыми актами ФТС России не предусмотрена необходимость разработки формы указанной разнарядки для целей применения положений Порядка, лица, осуществляющие временное хранение в пределах территории морского (речного) порта, могут использовать упомянутую выше разнарядку на отгрузку импортных грузов, составляемую по форме, применяемой в торговом мореплавании.
6. Пунктом 30 Порядка установлено, что владелец СВХ обязан представлять таможенному посту в том числе отчетность, формируемую при принятии товаров на хранение (ДО-1). Указанная отчетность подлежит представлению по каждому факту размещения товаров в месте временного хранения, включая случаи, при которых товары, размещенные в месте временного хранения, помещаются под таможенную процедуру ранее истечения срока представления отчетности по форме ДО-1.
Этим же пунктом определена обязанность представления отчетности:
формируемой при выдаче товаров с территории СВХ по форме ДО-2;
представляемой по разовому требованию таможенного органа по форме ДО-3.
Сведения, подлежащие указанию в отчетности по форме ДО-2, должны соответствовать сведениям, указанным в отчетности по форме ДО-1, за исключением случаев, при которых составляются документы, предусмотренные пунктом 15 Порядка. В этих случаях сведения, подлежащие указанию в отчетности по форме ДО-2, формируются с учетом информации, содержащейся в указанных в пункте 15 Порядка документах. При этом замена либо корректировка документов, на основании которых была составлена отчетность по форме ДО-1, не допускается.
Отчетность по форме ДО-2 представляется по факту вывоза товаров с территории СВХ.
7. Пунктом 33 Порядка установлено, что принятая отчетность по формам ДО-1 и ДО-2 регистрируется должностным лицом таможенного поста в журнале регистрации документов отчета.
Учитывая, что изменение номера свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ влечет за собой необходимость формирования регистрационного номера начиная с единицы, таможенному посту следует информировать владельца СВХ о целесообразности аналогичного формирования номеров представляемых отчетов.
Принятой отчетности по формам ДО-1 и ДО-2 присваивается номер, формируемый по схеме, приведенной в пункте 33 Порядка.
При изменении номера свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ (номера разрешения таможни — при хранении товаров в ином месте временного хранения товаров) порядковый регистрационный номер начинается с единицы. Обращаем внимание, что с момента изменения региона деятельности таможенного органа, в результате чего контроль за функционированием СВХ будет осуществлять иной таможенный орган, указанный регистрационный номер следует также начинать с единицы.
8. Пунктом 35 Порядка установлено, что временное хранение товаров на складе получателя товаров (только в отношении живых животных и скоропортящихся товаров), осуществляется с письменного разрешения таможенного поста.
Для целей применения Порядка под скоропортящимися товарами следует понимать товары, которые для обеспечения сохранности требуют соблюдения определенного температурного режима и (или) иных особых условий хранения.
При принятии решения о возможности выдачи разрешения на временное хранение товаров на складе получателя таможенному посту к скоропортящимся товарам следует относить:
продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды, овощи, грибы и пр.;
продукты животного происхождения: мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и пр.;
продукты переработки: молочные продукты, жиры различные, замороженные плоды, колбасные изделия и другие мясные продукты, сыры и пр.;
живые растения: саженцы, цветы и пр.
При положительном решении разрешение оформляется путем соответствующей резолюции начальника таможенного поста (его заместителя) на обращении заинтересованного лица в порядке, установленном пунктом 40 Порядка.
Обращаем внимание, что указанное разрешение выдается в строгом соответствии с положениями части 1 статьи 200 Федерального закона.
Пунктом 35 Порядка установлено, что период времени, в течение которого действительно генеральное разрешение на временное хранение товаров в иных местах (далее — генеральное разрешение), не должен превышать одного года с момента выдачи разрешения на временное хранение товаров.
Таким образом, таможенному органу, выдающему генеральное разрешение, следует устанавливать период действия указанного разрешения исходя из периода, указанного в заявлении заинтересованного лица, при условии, что указанный в заявлении период времени не будет превышать одного года с момента выдачи таможенным органом разрешения на временное хранение товаров.
При этом Порядком не предусмотрена замена ранее выданных генеральных разрешений, срок действия которых на день вступления в силу Порядка не истек. Также Порядком не предусмотрена возможность отмены генерального разрешения в случае, если лицо, получившее указанное разрешение, фактически его не использует.
9. В соответствии с пунктом 37 Порядка к заявлению о получении разрешения на временное хранение товаров прикладываются в том числе документы, подтверждающие владение помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров (за исключением случаев временного хранения на железнодорожных путях).
Из указанных положений следует, что лицо, обратившееся с заявлением о получении разрешения на временное хранение товаров на железнодорожных путях, вправе не представлять документы, подтверждающие наличие у него права владения железнодорожными путями, предполагаемыми для временного хранения товаров.
В соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 198 Федерального закона такие железнодорожные пути должны располагаться в пределах железнодорожных станций, и места их расположения должны быть согласованы таможенным органом. Соответственно, при непредставлении указанных выше документов лицом, обратившимся с заявлением о получении разрешения на временное хранение товаров на железнодорожных путях, таможенному посту необходимо согласовывать с владельцем железнодорожной станции, на которой расположены заявляемые железнодорожные пути, место их расположения и по результатам такого согласования принимать решение о возможности выдачи заявителю разрешения на временное хранение товаров на железнодорожных путях.
10. Пунктом 63 Порядка установлено, что владелец СВХ может осуществлять хранение, разгрузку и перегрузку (перевалку) товаров и транспортных средств Таможенного союза на территории СВХ наряду с товарами, находящимися на временном хранении, с разрешения таможенного органа, выдаваемого применительно к порядку, установленному частями 23—28 статьи 163 Федерального закона.
Из указанных положений следует, что владелец СВХ наряду с временным хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, вправе осуществлять хранение:
1) товаров Таможенного союза, ранее имевших статус находящихся на временном хранении, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой и ожидающих вывоза с территории СВХ;
2) товаров Таможенного союза, перемещаемых единовременно с иностранными товарами на одном транспортном средстве и выгружаемых для хранения на территории СВХ.
Разрешение на хранение товаров Таможенного союза, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, таможенному посту следует выдавать в случае наличия особенностей функционирования СВХ, делающих технологически сложным и неоправданно затратным перемещение указанных товаров для хранения в другом месте (например, при хранении товаров, в морском (речном) порту, аэропорту, ж/д станции). Выдача разрешения на временное хранение на территории СВХ товаров, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, в иных случаях не допускается.
Разрешение на хранение таких товаров в месте временного хранения может выдаваться применительно к порядку, установленному для выдачи разрешений на осуществление на территории зоны таможенного контроля производственной и иной хозяйственной деятельности, указанной в части 23 статьи 163 Федерального закона, и оформляется в соответствии с положениями части 27 статьи 163 Федерального закона. Срок, на который выдается такое разрешение, устанавливается исходя из срока, указанного в заявлении заинтересованного лица (часть 26 статьи 163 Федерального закона), но не может превышать срока действия разрешения на временное хранение товаров в ином месте временного хранения, выдаваемого в соответствии с главой V Порядка.
Получение разрешения на хранение товаров, ранее имевших статус находящихся на временном хранении, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой и ожидающих вывоза с территории СВХ, не требуется.
Хранение товаров Таможенного союза в пределах зоны таможенного контроля не должно создавать помехи беспрепятственной работе должностных лиц таможенных органов (часть 24 статьи 163 Федерального закона).
11. При применении Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения, утвержденной приказом ГТК России от 27 августа 2003 г. № 939 (зарегистрирован Минюстом России 03.10.2003, рег. № 5148), следует учитывать, что в соответствии с положениями части 3 статьи 322 Федерального закона нормативные правовые акты ГТК России и ФТС России, принятые до дня вступления в силу Федерального закона, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле, впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Действие приказа ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2688, являющегося нормативным правовым актом в области таможенного дела, распространяется в том числе на:
порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров в место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
порядок помещения (выдачи) товаров в место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в месте разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
порядок представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении в месте разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта.
В связи с изложенным, положения указанной инструкции, затрагивающие вопросы представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров в место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта, помещения (выдачи) товаров в место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта, выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в месте разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении в месте разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта, не подлежат применению, как противоречащие законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
Начальник Главного управления
организации таможенного оформления
и таможенного контроля
генерал-майор таможенной службы
Д. Жуков