Я ИП (УСН 6%) и имею основное место работы, где получаю зарплату согласно трудовому договору. Мой работодатель как налоговый агент производит удержание у меня НДФЛ и передает отчет в ФНС. Межрайонная ИФНС уведомила меня о том, что мне необходимо при исчислении налоговой базы по УСН за 2010-2011 годы включить туда полученные доходы по основному месту работы. Мои доводы о том, что трудовой договор не упомянут в ст.346.15 НК, которая определяет понятие "доходы" при УСН, не учитываются. Прошу дать разъяснение, должен ли я включать в доходы при УСН полученную заработную плату (согласно трудовому договору) по основному месту работы.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) содержатся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Налогоплательщик при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя самостоятельно указывает виды экономической деятельности, которые он планирует осуществлять. Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений в ЕГРИП, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, доходы от предпринимательской деятельности, подпадающей под вид (виды) деятельности, указанный (указанные) индивидуальным предпринимателем при государственной регистрации, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности, и в отношении таких доходов по желанию налогоплательщика может применяться упрощенная система налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
При этом Кодексом не предусмотрен учет в составе доходов при применении упрощенной системы налогообложения суммы заработной платы работника (физического лица), полученной по трудовому договору.
Исходя из этого, сумма заработной платы физического лица, полученная по трудовому договору, не включается в состав доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Кодекса исчисление суммы налога на доходы физических лиц и уплата данного налога производятся налоговыми агентами в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, в том числе с заработной платы физического лица, полученной по трудовому договору.
Исходя из этого, с суммы заработной платы, полученной физическим лицом по трудовому договору, должен уплачиваться налог на доходы физических лиц организацией или индивидуальным предпринимателем, в результате отношений с которыми физическое лицо получило доходы, в порядке, предусмотренном главой 23 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.