1. Расскажите о подготовке документации по планировке территории для строительства линейного объекта.
Ответ:
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 77 «О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти» определено, что документация по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти подготавливается:
а) на основании утвержденной схемы территориального планирования Российской Федерации, в которой предусмотрено размещение объекта капитального строительства федерального значения;
б) до утверждения схемы территориального планирования Российской Федерации – на основании принятых (утвержденных) в установленном порядке, но не позднее срока, установленного статьей 3 Федерального закона
от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) (в ред. от 30.12.2012 г.):
акта об установлении границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения, принятого в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона № 191-ФЗ (в ред. от 23.12.2010 г.);
долгосрочной (федеральной) целевой программы, предусматривающей создание объекта капитального строительства федерального значения;
решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенный в долгосрочную (федеральную) целевую программу.
Если объект капитального строительства, включая линейный объект, по вышеперечисленным основаниям относится к объектам федерального значения, с учетом положения пункта 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), то подготовка документации по планировке территории, осуществляется по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
При отсутствии указанных оснований, объект не может быть отнесен к объектам федерального значения.
Необходимо обратить внимание на то, что прохождение линейного объекта по территории нескольких субъектов Российской Федерации не является основанием для отнесения его к объектам федерального значения.
Указанный линейный объект относится к линейно-кабельным сооружениям, обслуживающим магистральный нефтепровод.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400, Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Статьей 10 Кодекса предусмотрена разработка схемы территориального планирования в области энергетики (далее – Схема в области энергетики).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2008 № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации» подготовку и согласование проектов схем территориального планирования Российской Федерации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения, изменение границ земель, территорий и зон (в данном случае Минэнерго России).
Таким образом, если планируемое размещение указанного линейного объекта предусмотрено Схемой в области энергетики, а также финансирование осуществляется из федерального бюджета, то объект является объектом федерального значения.
Инициатором подготовки документации по планировке территории для объектов капитального строительства федерального значения в области электроэнергетики является Минэнерго России.
В случае необходимости подготовки документации по планировке территории в отношении объектов регионального значения решение об их подготовке принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении объектов местного значения решение принимаются органами местного самоуправления.
Подготовка Проектов в отношении объектов регионального и местного значения осуществляется на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 46 Кодекса определено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (часть 8 статьи 45 Кодекса).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г.
№ 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия правил землепользования и застройки в соответствии с Кодексом, но не позднее, чем до 31.12.2013, в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Кодексом. При этом разработка проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требуются.
2. Правомерно ли предъявление требования уполномоченным органом о предоставлении заявителем (физическим или юридическим лицом) чертежа градостроительного плана земельного участка (далее – чертеж) для выдачи заявителю по его обращению градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).
Ответ:
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае, если физическое или юридическое лицо (далее – заявитель) обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему ГПЗУ, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку ГПЗУ и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю ГПЗУ без взимания платы. Иной порядок предоставления ГПЗУ в виде отдельного документа (не в составе проекта межевания территории) по обращению заявителя Кодексом не установлен.
Кодексом не предусмотрен также перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а так же основания для отказа в выдаче ГПЗУ.
Учитывая изложенное, по мнению Минрегиона России, при выдаче органом местного самоуправления ГПЗУ по обращению заявителя, предъявление органом местного самоуправления заявителю требования о предоставлении им чертежа для выдачи ГПЗУ, не правомерно.
3. Что делать в случае неправомерныхдействий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ)
Ответ:
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса
Российской Федерации (далее – Кодекс) обязанность по подготовке ГПЗУ возложена на уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления). В случае неправомерных действий (бездействия) уполномоченного органа его действия (бездействия) лицо, обратившееся
за государственной или муниципальной услугой, вправе обжаловать
эти действия в установленном действующим законодательстве порядке.
Согласно статье 44 Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
ГПЗУ подготавливаются:
1) в составе проектов межевания, которые являются составной частью проектов планировки;
2) в составе проектов межевания, которые подготавливаются как самостоятельные документы применительно к ранее выделенным (посредством проектов планировки) элементам планировочной структуры (кварталам, микрорайонам);
3) в виде отдельного документа – применительно к существующим земельным участкам, когда не требуется изменять их ранее установленные границы.
ГПЗУ относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая
ее идентифицировать. ГПЗУ как документ не устанавливает каких-либо прав
и ограничений, а определяет информацию как сведения (сообщения, данные)
и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации
во времени.
Орган, утверждающий ГПЗУ (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления) при разработке ГПЗУ вносит все необходимые сведения о земельном участке в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Минрегиона России от 10.05.2011 г. № 207.
Сведения, зафиксированные в ГПЗУ, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (содержит кадастровый номер), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
Сведения, которые содержаться в ГПЗУ, необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов
с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Согласно части 2 статьи 44 Кодекса подготовка ГПЗУ может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории. Порядок подготовки таких ГПЗУ регламентирован непосредственно Градостроительным кодексом в части 17 статьи 46:
«В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».
Таким образом, ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо.
Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство
о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 Кодекса). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46 Кодекса.
При разработке ГПЗУ должны обязательно учитываться нормы, установленные земельным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации,
а также соблюдаться установленные и обязательные к применению СНиПы, СП, СанПиНы.
Как определено в Своде Правил (СП 42.13330.2011) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» земельный участок – это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.
ГПЗУ – публичный документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, подтверждающий признание публичной властью (утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления) конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка (градрегламенты, плотность застройки, этажность и иные показатели), которые необходимы в целях подготовки проектной документации.
В форме ГПЗУ детализированы требования к материалам картографических работ, на основе которых выполняется градостроительный план земельного участка:
а) ГПЗУ создается на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства.
б) Чертеж ГПЗУ разрабатывается на топографической основе.
В ГПЗУ не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого размещения объектов (с учетом регламентов, установленных градостроительным законодательством и другими действующими нормативными техническими документами в сфере градостроительства,
а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.).
Порядок выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта установлен Земельным кодексом Российской Федерации (статья 31). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства,
а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка
на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории
в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
В ГПЗУ должны быть указаны все имеющиеся на конкретном земельном участке линии, границы (границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, границы зон исторической застройки), красные линии, охранные зоны линейных объектов (газопроводов, высоковольтных линий, линий связи и т.д.), санитано-защитные зоны и др.
Согласно Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83, при подготовке ГПЗУ, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке ГПЗУ определяет технические условия для всех возможных способов.
Таким образом, в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 44 Кодекса информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указывается
в строке «Иные показатели».
Следует отдельно отметить, что различаются понятия и фактическая реализация предоставления технических условий:
информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического – это возможность присоединения к существующим сетям инженерно-технического обеспечения (при наличии), которая должна быть указана в ГПЗУ;
технические условия – документ, предусматривающий максимальную нагрузку, а также срок подключения объекта капитального объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий
(по истечении срока параметры выданных технических условий могут быть изменены).
Кроме того, в старой редакции формы ГПЗУ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 г. № 840, указывались конкретные данные технических условий (документа, выданного на определенный срок). Данный раздел был подвергнут критике в рамках решения вопроса о ликвидации административных барьеров в сфере строительства и проектирования, поскольку при истечении срока технических условий, указанных в ГПЗУ, наступала необходимость получения нового ГПЗУ либо надо было проходить новую процедуру согласований.
Порядок выдачи технических условий предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83.
Фактически ГПЗУ является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства.
4. Прошу разъяснить порядоки основания изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Ответ:
<Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Кодекса, пунктами 2 и 6 статьи 30 Кодекса виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
В связи с этим, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Кодекса изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки изменение видов разрешенного использования земельного участка осуществляются в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона
от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 191-ФЗ установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 4 и статьей 4.1 Федерального закона
№ 191-ФЗ, с учетом результатов публичных.
Пунктом 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений представляется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться на основании требований, установленных градостроительным регламентом.
5. Вопрос осуществления комплексной застройки земельного участка в сельском поселении.
В целях реализации инвестиционного проекта необходимо учитывать следующие нормы действующего законодательства.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в составе материалов генерального плана подготавливается карта функциональных зон и параметры этих зон, определенные в положении о территориальном планировании. Согласно этой же статье, местные нормативы градостроительного проектирования определяют минимальные расчетные показатели обеспеченности и доступности объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, что должно быть учтено при подготовке проекта генерального плана и проектов планировки территории. Региональные нормативы применяются как минимальные показатели для муниципальных образований в части норм расчета, устанавливающих обеспеченность и доступность инфраструктурных объектов. В части нормирования характеристик застройки муниципальных образований, в том числе этажности, данные нормативы носят рекомендательный характер.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предельные параметры разрешенного строительства в границах территориальных зон устанавливаются градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии пунктом 15 статьи 46 Кодекса на основании утвержденной документации по планировке территории органами местного самоуправления могут быть внесены изменения в правила землепользования и застройки, уточняющие предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Пунктом 8 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории может осуществляться заинтересованным физическим или юридическим лицом за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 46 Кодекса определен порядок подготовки, рассмотрения и утверждения документации по планировке территории на основании решений органов местного самоуправления.
В настоящее время в Минрегионе России ведется подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс российской Федерации в части упрощения процедуры подготовки и утверждения документации по планировке территории в целях улучшения инвестиционного климата и снижения административных барьеров в строительстве.