Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу правомерности применения вычетов налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в связи с оплатой (компенсацией) потерянной электроэнергии в сетях при ее транспортировке сверх установленных нормативов, сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
Кроме этого, пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", установлено, что сетевые организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, выступают как потребители.
Таким образом, обязанность приобретать электроэнергию по договорам купли-продажи в целях компенсации потерь возложена на владельцев электросетевого оборудования указанными выше нормативными правовыми актами.
Арбитражные суды, признавая правомерность принятия сетевыми организациями к вычету сумм налога, предъявленных им при оплате (компенсации) фактических потерь электроэнергии, исходят из того, что услуги по передаче электрической энергии являются операциями, облагаемыми НДС, а расходы на приобретение электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях непосредственно связаны с этой деятельностью (Постановления: ФАС Поволжского округа от 08.10.2010 по делу N А55-26988/2009, ФАС Уральского округа от 08.12.2010 по делу N Ф09-10415/10-С2, ФАС Дальневосточного округа от 11.05.2007 по делу N Ф03-А51/07-2/974, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.04.2012 по делу N А01-1386/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2014 по делу N А32-34138/2012).
Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.11.2010 N 9202/10 указал, что если приобретение товара вменено налогоплательщику законом и не зависит от его усмотрения, то операции по приобретению таких товаров должны признаваться связанными с осуществлением налогооблагаемых операций, в связи с чем НДС, предъявленный к оплате поставщиками такого товара, может быть принят к вычету в общеустановленном порядке.
Учитывая изложенное, поскольку услуги по передаче электроэнергии являются операциями, облагаемыми НДС, а приобретение электроэнергии для компенсации сверхнормативных потерь в сетях непосредственно связано с этой деятельностью и осуществляется в силу прямого указания закона, сетевая организация, на основании указанных выше статей Кодекса, вправе принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком электроэнергии.
С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо от 29.09.2014 N 03-07-15/48602).
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО