О порядке восстановления НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции, а также о порядке ведения раздельного учета НДС по приобретаемым металлам

Министерство финансов РФ письмо от 16.04.2013 № 03-07-11/12802
| официальная переписка | печать

В связи с письмом по вопросам восстановления налога на добавленную стоимость при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции, а также ведения раздельного учета налога по приобретаемым металлам Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения). В связи с этим для целей налога на добавленную стоимость данные лом и отходы рассматриваются как товар.

Подпунктом 2 п. 3 ст. 170 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг) для осуществления операций, указанных в п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Согласно вышеназванному пп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения.

Учитывая изложенное, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые признаются возвратными отходами и приходуются на склад в качестве лома и отходов, подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором такие отходы и остатки начинают использоваться для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения.

По вопросам ведения раздельного учета налога на добавленную стоимость по приобретаемым металлам сообщаем, что согласно п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения, принимаются к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Что касается абз. 9 п. 4 ст. 170 Кодекса, указанного в письме, то согласно данному абзацу налогоплательщик имеет право не вести в соответствующем налоговом периоде раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), если доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг). При этом все суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами в указанном налоговом периоде, подлежат вычету.

Таким образом, указанная норма абз. 9 п. 4 ст. 170 Кодекса применяется в зависимости от размера доли совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, а не от размера доли выручки от реализации таких товаров (работ, услуг), как указано в вашем письме.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. КОМОВА