В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 15, ст. 2038; № 27, ст. 3873, 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4587; № 49, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1651; № 27, ст. 3477, 3480; № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6679; № 52, ст. 6961, 7009; 2014, № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4264), постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506), от 16 августа 2012 г. № 840 («О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 35, ст. 4829) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 581н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2012 г. № 24846).
Министр
М. ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 сентября 2014 г. № 603н
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Предмет регулирования Административного регламента
1. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее соответственно - Служба, государственная услуга, Административный регламент), устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Службы, территориальных органов Службы - государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы) при информировании и консультировании работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Государственная услуга предоставляется работникам, работодателям, а также их представителям (далее - заявители).
Государственная услуга предоставляется также неограниченному кругу лиц посредством размещения в средствах массовой информации, на официальных сайтах Службы, ее территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на стендах в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг информационных и справочных материалов или рекомендаций по вопросам применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - информационно-справочные материалы).
Требования к порядку информирования о предоставлении
государственной услуги
3. Информирование о предоставлении государственной услуги осуществляется по месту нахождения Службы и ее территориальных органов, а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Почтовый адрес Службы: 109012, г. Москва, Биржевая площадь, д. 1.
Электронный адрес официального сайта Службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет): http://www.rostrud.ru (далее - официальный сайт Службы).
Режим работы Службы и ее территориальных органов:
понедельник - четверг - с 9.00 до 18.00;
пятница - с 9.00 до 16.45;
обед - с 11.30 до 12.15.
Сведения о режиме работы Службы размещаются в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал государственных услуг (функций)) и на официальном сайте Службы.
Справочные телефоны:
Служба - (495) 698-84-12;
Управление по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - (495) 698-82-97.
Адрес электронной почты Службы: mail@rostrud.i№fo.
Перечень территориальных органов Службы с указанием их адресов, телефонов, адресов электронной почты приведен в приложении № 1 к Административному регламенту.
4. Информация о порядке предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно посредством:
размещения соответствующей информации, в том числе текста Административного регламента, на официальном сайте Службы и ее территориальных органов, в печатном виде на информационных стендах либо в электронном виде в информационных киосках, расположенных в помещениях Службы или ее территориальных органов, в специализированных печатных изданиях, в справочно-поисковых системах и многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
издания информационных материалов о порядке предоставления государственной услуги (брошюр, буклетов, информационных листков);
устного консультирования заявителей о порядке предоставления государственной услуги уполномоченными должностными лицами Службы и ее территориальных органов на личном приеме и по справочным телефонам;
письменного информирования граждан о порядке предоставления государственной услуги уполномоченными должностными лицами Службы и ее территориальных органов на основании обращений, в том числе поступивших по электронной почте.
5. Информационные материалы (брошюры, буклеты, проспекты) находятся в помещении Службы (территориальных органов Службы), предназначенном для информирования и консультирования заявителей, иных местах предоставления государственной услуги, а также размещаются в помещениях иных органов государственной власти, государственных учреждений (например, в помещениях территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных учреждений службы занятости населения). Информационные материалы должны учитывать информационные потребности заявителей.
Письменные обращения граждан о порядке предоставления государственной услуги, включая обращения, поступившие по электронной почте, рассматриваются уполномоченными должностными лицами Службы и ее территориальных органов в срок, не превышающий 15 дней с момента регистрации обращения.
При ответах на устные обращения граждан уполномоченные должностные лица Службы и ее территориальных органов подробно и в вежливой форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании органа, в который позвонил заявитель, фамилии, имени, отчестве и должности уполномоченного должностного лица Службы или ее территориального органа, принявшего телефонный вызов. Время разговора не должно превышать 10 минут.
6. На информационных стендах, размещаемых в помещениях Службы и ее территориальных органов, предназначенных для информирования граждан, размещаются следующие документы и информация:
а) режим работы Службы, номера телефонов для справок, адреса официального сайта Службы и электронной почты Службы и структурных подразделений Службы, осуществляющих предоставление государственной услуги;
б) режим работы соответствующего территориального органа Службы, номера телефонов для справок, адреса официального сайта и электронной почты территориального органа Службы и ее структурных подразделений, осуществляющих предоставление государственной услуги;
в) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, в том числе регулирующие деятельность Службы и ее территориальных органов по предоставлению государственной услуги;
г) краткое изложение процедуры предоставления государственной услуги в текстовом виде или в виде блок-схемы, приведенной в приложении № 2 к Административному регламенту;
д) перечень лиц, которым предоставляется государственная услуга;
е) порядок обжалования решений, действий или бездействия уполномоченных должностных лиц Службы или ее территориальных органов.
7. На официальных сайтах Службы и ее территориальных органов размещаются следующая информация и документы:
а) место нахождения, схема проезда, режим работы Службы, номера телефонов для справок, адреса электронной почты Службы и структурных подразделений Службы, осуществляющих предоставление государственной услуги;
б) место нахождения, схема проезда, режим работы территориальных органов Службы, номера телефонов для справок, адреса электронной почты территориальных органов Службы и их структурных подразделений, осуществляющих предоставление государственной услуги;
в) извлечения из трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе регулирующих деятельность Службы по предоставлению государственной услуги;
г) краткое изложение процедуры предоставления государственной услуги в текстовом виде или в виде блок-схемы;
д) порядок обжалования решений, действий или бездействия Службы, ее территориальных органов, их уполномоченных должностных лиц.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
8. Наименование государственной услуги - государственная услуга по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Наименование федерального органа исполнительной власти,
предоставляющего государственную услугу
9. Государственная услуга предоставляется Службой и ее территориальными органами.
Описание результата предоставления государственной услуги
10. Результатом предоставления государственной услуги при личном обращении заявителей является получение ими консультации по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе касающихся:
порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
режима труда и отдыха, предоставления основного и дополнительного оплачиваемых отпусков;
оплаты и нормирования труда, в том числе установления, исчисления и выплаты заработной платы;
предоставления гарантий и компенсаций работникам;
порядка применения дисциплинарных взысканий;
организации охраны труда и обеспечения прав работников на охрану труда, в том числе порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
особенностей регулирования труда отдельных категорий работников (женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, лиц, работающих по совместительству);
порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у работодателя;
социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений;
участия работников и их полномочных представителей в управлении организацией;
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
иных вопросов регулирования трудовых отношений субъектов трудового права.
11. Результатом предоставления государственной услуги при письменном обращении заявителей является получение ими разъяснений в письменной или электронной форме по поставленным в заявлении вопросам в части соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
12. Результатом предоставления государственной услуги является также размещение в средствах массовой информации или на официальных сайтах Службы, ее территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на стендах в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг информационно-справочных материалов, адресованных неопределенному кругу лиц.
Срок предоставления государственной услуги и срок
выдачи (направления) документов, являющихся результатом
предоставления государственной услуги
13. Срок предоставления государственной услуги и срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, определяются применительно к каждой административной процедуре и составляют:
а) при личном обращении заявителя за получением консультации по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - 30 минут;
б) при письменном обращении заявителя за получением разъяснений - 30 дней с момента регистрации заявления о получении разъяснений по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - заявление), форма которого приведена в приложении № 3 к Административному регламенту;
в) направлении заявления через официальный сайт Службы или сайты территориальных органов Службы - 30 дней с момента регистрации заявления в электронном виде.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих
отношения, возникающие в связи с предоставлением
государственной услуги
14. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014, 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 13, ст. 1209; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30, ст. 3613, 3616; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; № 50, ст. 6146; 2010, № 31, ст. 4196; № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; № 25, ст. 3539; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4586, 4590, 4591, 4596; № 45, ст. 6333, 6335; № 48, ст. 6730, 6735; № 49, ст. 7015, 7031; № 50, ст. 7359; № 52, ст. 7639; 2012, № 10, ст. 1164; № 14, ст. 1553; № 18, ст. 2127; № 31, ст. 4325; № 47, ст. 6399; № 50, ст. 6954, 6957, 6959; № 53, ст. 7605; 2013, № 14, ст. 1666, 1668; № 19, ст. 2322, 2326, 2329; № 23, ст. 2866, 2883; № 27, ст. 3449, 3454, 3477; № 30, ст. 4037; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 14, ст. 1542, 1547, 1548; № 19, ст. 2321; № 23, ст. 2930; № 26, ст. 3405; № 45, ст. 6143; № 48, ст. 6639);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988; № 18, ст. 2142; № 31, ст. 4160, 4193, 4196; № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 20; № 17, ст. 2310; № 23, ст. 3263; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; 2012, № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4320, 4322; № 47, ст. 6402; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4041; № 44, ст. 5633; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6338; № 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, № 11, ст. 1092, 1098; № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4256; № 42, ст. 5615);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 15, ст. 2038; № 27, ст. 3873, 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4587; № 49, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1651; № 27, ст. 3477, 3480; № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6679; № 52, ст. 6961, 7009; 2014, № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4264);
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225);
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, 4243);
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2010, № 27, ст. 3410; № 31, ст. 4196; 2012, № 31, ст. 4470; 2013, № 19, ст. 2307; № 27, ст. 3474);
Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6043; 2011, № 43, ст. 5973; 2012, № 43, ст. 5784; 2013, № 27, ст. 3463; № 30, ст. 4084);
Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232; № 52, ст. 5497; 2007, № 7, ст. 839; № 16, ст. 1828; № 30, ст. 3807; № 49, ст. 6071; 2008, № 20, ст. 2255; № 44, ст. 4985; 2009, № 19, ст. 2279; № 39, ст. 4542; № 51, ст. 6157; № 52, ст. 6430; 2010, № 21, ст. 2525; № 31, ст. 4163; № 40, ст. 4969; 2011, № 15, ст. 2029; № 23, ст. 3255; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4293; № 30, ст. 4566, 4590, 4600; № 48, ст. 6728; 2012, № 30, ст. 4170; № 31, ст. 4322; 2013, № 19, ст. 2325; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4033, 4084; № 43, ст. 5444; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6695; № 52, ст. 6961, 6981; 2014, № 26, ст. 3396; № 30, ст. 4219, 4236, 4265);
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, 4196; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6974; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927);
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2338);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5832; 2012, № 17, ст. 2002; 2013, № 28, ст. 3838; № 30, ст. 4107; № 42, ст. 5735);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901; 2007, № 37, ст. 4455; 2008, № 46, ст. 5337; 2009, № 1, ст. 146; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; 2010, № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; № 36, ст. 5148; 2012, № 1, ст. 171; № 15, ст. 1790; № 26, ст. 3529; 2013, № 33, ст. 4385; № 45, ст. 5822; 2014, № 32, ст. 4499);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852; № 14, ст. 1413; № 46, ст. 5337; 2009, № 12, ст. 1443; № 19, ст. 2346; № 25, ст. 3060; № 47, ст. 5675; № 49, ст. 5970; 2010, № 9, ст. 964; № 22, ст. 2776; № 40, ст. 5072; 2011, № 15, ст. 2131; № 34, ст. 4986; № 35, ст. 5092; 2012, № 37, ст. 4996; № 38, ст. 5102; № 53, ст. 7958; 2013, № 13, ст. 1575);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 45, ст. 6257);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 35, ст. 4829).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых
в соответствии с нормативными правовыми актами
для предоставления государственной услуги, подлежащих
представлению заявителем, способы их получения заявителем,
в том числе в электронной форме, порядок их представления
15. Для предоставления государственной услуги заявителю необходимо направить в Службу или ее территориальный орган заявление в письменной форме или в форме электронного документа.
16. В заявлении указывается следующая информация:
для работников и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены разъяснения, содержание вопросов, по которым требуются разъяснения в рамках предоставления государственной услуги; заявление заверяется личной подписью с указанием даты;
для работодателей - юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей: полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены разъяснения, содержание вопросов, по которым требуются разъяснения в рамках предоставления государственной услуги; заявление заверяется подписью уполномоченного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, печатью организации (в случае, если письменное обращение представлено не на бланке организации), с указанием даты.
17. При направлении заявления в письменной форме или в форме электронного документа заявителями указываются адресат (Служба или наименование ее территориального органа) либо должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица Службы или ее территориального органа, которому адресовано заявление.
Заявление должно быть написано разборчиво от руки или оформлено в печатном виде.
18. Заявители, письменно обратившиеся в Службу или ее территориальный орган по вопросам предоставления государственной услуги в электронном виде, размещают на официальном сайте Службы или официальном сайте ее территориального органа заявление, в котором в обязательном порядке указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации, адрес электронной почты, если разъяснения должны быть направлены в форме электронного документа, и почтовый адрес, если разъяснения должны быть направлены в письменной форме.
19. При предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых
в соответствии с нормативными правовыми актами
для предоставления государственной услуги, которые
находятся в распоряжении государственных органов,
органов местного самоуправления и иных органов и которые
заявитель вправе представить, а также способы
их получения заявителями, в том числе в электронной
форме, порядок их представления
20. Для предоставления государственной услуги представления документов, находящихся в распоряжении других государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не требуется.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа
в приеме документов, необходимых для предоставления
государственной услуги
21. Основанием для отказа в приеме заявления, необходимого для предоставления государственной услуги, является несоответствие заявления требованиям к оформлению, предусмотренным Административным регламентом.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
или отказа в предоставлении государственной услуги
22. В случае, если поставленные на личном приеме заявителем вопросы не относятся к сфере регулирования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориального органа информирует заявителя о невозможности получения консультации, после чего подробно и в вежливой форме дает разъяснения, куда и в каком порядке следует обратиться.
23. Если заявление в письменной форме содержит вопросы, рассмотрение которых не входит в компетенцию Службы и ее территориального органа, уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориальных органов в течение 7 дней со дня регистрации заявления направляет письмо о переадресации поступившего заявления в соответствующий орган исполнительной власти или организацию, в компетенцию которых входит подготовка разъяснений по поставленным в заявлении вопросам, с уведомлением заявителя о переадресации его заявления.
24. В случае, если разъяснения по существу поставленных в заявлении вопросов не могут быть даны без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориального органа направляет в установленном порядке письменный ответ о невозможности дать разъяснения по существу вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
25. Предоставление государственной услуги не осуществляется и разъяснения по существу поставленных в заявлении вопросов не даются, если:
а) в заявлении не указаны фамилия заявителя, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны быть направлены разъяснения;
б) в тексте заявления содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу уполномоченных должностных лиц Службы или ее территориальных органов, а также членов их семей;
в) текст заявления не поддается прочтению;
г) в заявлении содержатся вопросы, на которые заявителю давались разъяснения при рассмотрении ранее направленных им заявлений, иные вопросы во вновь поступившем заявлении отсутствуют.
В случаях, указанных в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, уполномоченное должностное лицо Службы и ее территориальных органов готовит и направляет заявителю соответствующее уведомление (если фамилия и адрес заявителя имеются и поддаются прочтению).
Перечень услуг, которые являются необходимыми
и обязательными для предоставления государственной услуги
26. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Порядок, размер и основания взимания государственной
пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление
государственной услуги
27. Государственная пошлина или иная плата за предоставление государственной услуги не взимается.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления
и при получении результата предоставления услуги
28. Время ожидания заявителя в очереди при подаче заявления и при получении результата предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.
Срок и порядок регистрации заявления, в том числе
в электронной форме
29. Заявление, в том числе в форме электронного документа, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Службу или ее территориальный орган.
Требования к помещениям, в которых предоставляется
государственная услуга
30. Помещение для предоставления государственной услуги обеспечивается оборудованием (компьютерами, средствами электронно-вычислительной техники, средствами связи, включая сеть Интернет, оргтехникой), канцелярскими принадлежностями, информационными и справочными материалами, наглядной информацией, периодическими изданиями, содержащими информацию о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, стульями и столами, а также системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
31. В местах предоставления государственной услуги предусматривается оборудование доступных мест общего пользования (туалетов) и хранения верхней одежды заявителей.
32. Рабочие места уполномоченных должностных лиц Службы или ее территориальных органов оснащаются настенными вывесками или настольными табличками с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности, а также оборудуются средствами сигнализации (стационарными «тревожными кнопками» или переносными многофункциональными брелками-коммуникаторами).
33. При оборудовании входов в административные здания Службы или ее территориальных органов, помещений для приема заявителей должна учитываться возможность реализации прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на получение государственной услуги.
Показатели доступности и качества государственной услуги
34. Показатели доступности и качества предоставления государственной услуги, перечень которых приведен в приложении № 4 к Административному регламенту, определяются на основе ежегодного мониторинга путем сравнительного анализа нормативных значений показателей с фактическими значениями показателей в отчетном году.
Иные требования, в том числе учитывающие особенности
предоставления государственной услуги в многофункциональных
центрах предоставления государственных и муниципальных
услуг и особенности предоставления государственной
услуги в электронной форме
35. Государственная услуга предоставляется непосредственно:
уполномоченными должностными лицами Службы;
уполномоченными должностными лицами территориальных органов Службы.
36. При предоставлении государственной услуги уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов обеспечивают:
размещение в средствах массовой информации, на официальном сайте Службы или ее территориальных органов организационно-распорядительных документов Службы по вопросам надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также касающихся основных результатов надзора и контроля в установленной сфере деятельности, в том числе в виде подготавливаемых в установленном порядке ежегодных докладов о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, формирование и опубликование информации и рекомендаций по применению положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
координацию деятельности территориальных органов Службы по информированию и консультированию заявителей по вопросам соблюдения и применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также контроль за предоставлением государственной услуги территориальными органами Службы;
размещение на стендах в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг сведений об основных результатах осуществляемого территориальными органами Службы надзора и контроля в установленной сфере деятельности, формирование информации и рекомендаций по вопросам применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
37. Заявитель может предоставить заявление в Службу в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, в том числе с использованием Единого портала государственных услуг (функций), а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
При получении заявления в форме электронного документа уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов в день его регистрации направляют заявителю подтверждение о получении заявления.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур (действий), требования к порядку
их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур (действий)
в электронной форме
Состав административных процедур (действий)
по предоставлению государственной услуги
38. Предоставление государственной услуги осуществляется посредством выполнения следующих административных процедур:
а) подготовка и размещение в средствах массовой информации или на официальных сайтах Службы, ее территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на стендах в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг информационно-справочных материалов, адресованных неопределенному кругу лиц;
б) консультирование заявителей по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на личном приеме;
в) направление заявителям разъяснений по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при письменном обращении.
Последовательность административных процедур (действий)
при предоставлении государственной услуги
Подготовка и размещение в средствах
массовой информации или на официальных сайтах Службы,
ее территориальных органов и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также на стендах
в многофункциональных центрах предоставления
государственных и муниципальных услуг
информационно-справочных материалов,
адресованных неопределенному кругу лиц
39. Основанием для начала осуществления административной процедуры является внесение в установленном порядке изменений в трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
40. Руководитель Службы (его заместитель) или руководитель территориального органа Службы издает распоряжение о подготовке информационно-справочных материалов.
41. Периодичность издания руководителем Службы (его заместителем) или руководителем территориального органа Службы распоряжения о подготовке информационно-справочных материалов устанавливается в зависимости от внесения в установленном порядке изменений в трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но не реже одного раза в полугодие.
42. При определении вопросов, по которым необходима подготовка информационно-справочных материалов, характера и объема подготавливаемой информации уполномоченными должностными лицами Службы или ее территориальных органов используются результаты анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводимого в установленном порядке Службой и ее территориальными органами в соответствии с полномочиями, возложенными статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации, а также анализа поступивших жалоб, заявлений и других обращений граждан по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
43. Уполномоченные должностные лица Службы и ее территориальных органов проводят:
формирование, анализ и актуализацию имеющихся аналитических, экономических, статистических и иных документов по вопросам трудового права;
систематизацию сформированных информационно-справочных материалов по наиболее актуальным и проблемным вопросам трудового права для последующего их размещения в средствах массовой информации.
44. На основе результатов проводимого в установленном порядке в Службе и ее территориальном органе анализа поступивших жалоб, заявлений и других обращений граждан по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, уполномоченные должностные лица Службы или ее территориального органа выявляют наиболее часто встречающиеся вопросы и с использованием подготовленных информационно-справочных материалов формулируют типовые ответы на них для возможного размещения в средствах массовой информации в режиме «вопрос-ответ».
45. Сроки выполнения последовательности действий, предусмотренных пунктами 42 - 44 Административного регламента, не должны превышать 7 рабочих дней.
46. По завершении формирования информационно-справочных материалов уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов представляют их руководителю Службы (его заместителю) или руководителю территориального органа Службы для принятия решения о целесообразности размещения подготовленных информационных и справочных материалов или рекомендаций в средствах массовой информации.
47. Уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов в течение двух часов после принятия руководителем (заместителем) Службы или руководителем территориального органа Службы решения о размещении информационно-справочных материалов в средствах массовой информации передают их на бумажном и электронном носителях в структурное подразделение Службы или ее территориального органа, осуществляющее функции по связям с общественностью и средствами массовой информации, для их размещения.
48. Уполномоченные должностные лица Службы или ее территориального органа в течение 5 рабочих дней после получения информационно-справочных материалов размещают их в средствах массовой информации.
При выборе средств массовой информации для размещения информационно-справочных материалов уполномоченными должностными лицами Службы или ее территориальных органов проводится мониторинг рейтингов средств массовой информации, определяющих лидеров публикаций социально-трудовой направленности, имеющихся результатов маркетинговых исследований, социологических опросов среди заявителей.
При выборе средств массовой информации может также учитываться тираж, территория распространения, периодичность издания, стоимость размещения информационно-справочных материалов и другие объективные критерии.
49. После размещения информационно-справочных материалов в средствах массовой информации уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов передают подготовленные информационные и справочные материалы или рекомендации руководителю (заместителю) Службы или руководителям ее территориальных органов для их выступлений по телевидению, радио, на совещаниях, семинарах и участия в иных мероприятиях, носящих публичный характер.
50. Уполномоченными должностными лицами Службы и ее территориальных органов также осуществляется подготовка:
электронной версии информационно-справочных материалов для их размещения в средствах массовой информации (на официальных сайтах Службы и ее территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в информационных киосках и других электронных средствах информирования, на стендах в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг и муниципальных услуг);
макетов информационно-справочных материалов на магнитных носителях печатных информационных материалов (брошюр, буклетов, информационных листков, проспектов) в целях их распространения среди заявителей, обратившихся на личном приеме, участников семинаров и совещаний по вопросам трудового законодательства, проводимых с работодателями и работниками в рамках осуществления мероприятий по надзору и контролю в установленной сфере деятельности.
51. Уполномоченные должностные лица Службы и ее территориальных органов осуществляют учет подготовленных для размещения в средствах массовой информационно-справочных материалов, приобщают их к аналогичным материалам и фиксируют сведения о размещении информационно-справочных материалов в средствах массовой информации в журнале учета информирования заявителей по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Консультирование заявителей по вопросам соблюдения
трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, на личном приеме
52. Основанием для начала осуществления административной процедуры является обращение заявителя на личном приеме.
53. Время ожидания заявителя, обратившегося за предоставлением государственной услуги на личном приеме, не должно превышать 15 минут.
54. Уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов выслушивают заявителя и при необходимости уточняют у него характер и существо вопросов, за ответами на которые он обратился, и в доступной для восприятия форме консультируют.
55. При осуществлении устного консультирования заявителей уполномоченные должностные лица Службы и ее территориальных органов используют положения законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, разъяснения и комментарии официальных органов, а также подготовленные в соответствии с пунктами 42 - 44 Административного регламента информационно-справочные материалы.
56. После получения заявителем консультации уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов:
уточняют у заявителя, удовлетворен ли он полнотой полученной консультации;
уточняют потребность заявителя в получении дополнительных сведений по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
сообщают заявителю о возможности получения при необходимости дополнительных сведений на бумажном носителе (брошюры, буклеты, проспекты по вопросам трудового законодательства, распечатки выдержек из нормативных правовых актов), а также в электронном виде (посредством обращения на официальные сайты Службы и официальные сайты ее территориальных органов или использования информационного киоска, содержащего информационно-справочные материалы, в том числе в режиме «вопрос-ответ»).
57. В случае, если заявитель выражает потребность в получении дополнительных сведений по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые не могут быть объективно рассмотрены непосредственно в процессе личного приема вследствие их специфичности, уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов предлагают заявителю заполнить заявление, указав в нем способ получения указанных сведений.
58. Заявление регистрируется уполномоченным должностным лицом Службы или ее территориального органа в журнале регистрации консультаций заявителей по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - журнал регистрации консультаций), и в течение 30 минут после завершения приема граждан передается по принадлежности уполномоченному должностному лицу Службы или ее территориальных органов.
Дальнейшее предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченными должностными лицами Службы или ее территориальных органов в соответствии с пунктами 63 - 73 Административного регламента.
59. При предоставлении заявителю информации и информационных материалов уполномоченные должностные лица Службы и ее территориальных органов обязаны соблюдать условия конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации или составляет коммерческую, служебную или иную тайну, охраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении заявителя с вопросом об источнике предоставленных ему информационно-справочных материалов уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов предоставляют достоверную информацию в форме и объеме, достаточных для идентификации источника получения предоставленной информации и информационных материалов (за исключением случаев конфиденциальности сведений об источнике информации).
60. В случае, если при консультировании заявителя уполномоченными должностными лицами Службы или ее территориальных органов установлены сведения, указывающие на допущенные в отношении заявителя нарушения его трудовых прав, восстановление которых возможно исключительно при проведении уполномоченными должностными лицами Службы или ее территориальных органов мероприятий по государственному надзору и контролю в установленной сфере деятельности, заявителю предлагается оформить письменное заявление о проведении соответствующих контрольно-надзорных мероприятий и даются разъяснения о порядке рассмотрения данного заявления.
Рассмотрение письменного заявления о нарушении трудовых прав заявителя осуществляется в установленном порядке <1> в рамках исполнения государственной функции по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в целях принятия надлежащих мер по устранению допущенных нарушений и восстановлению нарушенных прав заявителя.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
61. Уполномоченные должностные лица Службы или ее территориального органа информируют заявителя о возможности неоднократного обращения за получением консультации.
62. Уполномоченные должностные лица Службы или ее территориального органа фиксируют результат консультирования заявителя на личном приеме в журнале регистрации консультаций.
Направление заявителям разъяснений по вопросам
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права,
при письменном обращении
63. Основанием для начала осуществления административной процедуры является поступление в Службу или ее территориальный орган заявления.
64. Заявление в течение трех дней с момента его поступления в установленном порядке регистрируется структурным подразделением Службы или ее территориального органа, ответственным за регистрацию поступающей корреспонденции и контроль за ее рассмотрением, и направляется на рассмотрение по принадлежности.
65. Если характер вопросов, содержащихся в заявлении, не относится к компетенции Службы или ее территориального органа, уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориального органа в течение 7 дней со дня регистрации заявления направляет письмо о переадресации поступившего заявления в соответствующий орган исполнительной власти или организацию, в компетенцию которых входит подготовка разъяснений по поставленным в заявлении вопросам, с уведомлением заявителя о переадресации его заявления.
66. Руководитель структурного подразделения, уполномоченного на рассмотрение заявлений и обращений граждан по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Службы или ее территориального органа в течение одного дня с момента поступления заявления поручает конкретному уполномоченному должностному лицу уполномоченного структурного подразделения рассмотреть поступившее заявление и подготовить проект письменных разъяснений на поставленные заявителем вопросы (далее - разъяснения).
67. Уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориального органа самостоятельно определяет объем необходимых материалов по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, используемых для подготовки разъяснений.
68. Уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориального органа осуществляет подготовку проекта разъяснений, максимально полно учитывающих объем запрашиваемой заявителем информации.
Разъяснения даются в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, инициалов и номера телефона уполномоченного должностного лица Службы или ее территориального органа, готовившего разъяснения.
69. В случае, если наряду с вопросами, относящимися к сфере регулирования трудового законодательства, в заявлении также содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции Службы или ее территориальных органов, при подготовке проекта разъяснения уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориального органа информирует заявителя в вежливой форме о возможности получения консультации из иных источников или от органов и организаций, уполномоченных на проведение необходимой заявителю консультации.
70. После завершения подготовки проекта разъяснения уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориального органа в установленном порядке представляют подготовленный проект разъяснений на согласование руководителю уполномоченного структурного подразделения Службы или ее территориального органа, его заместителям либо иным уполномоченным должностным лицам Службы или ее территориального органа.
71. Разъяснения подписываются руководителем уполномоченного структурного подразделения Службы или ее территориального органа, его заместителями либо иными уполномоченными должностными лицами, регистрируются в установленном порядке и направляются заявителю в соответствии с реквизитами почтового или электронного адресов, указанными в его заявлении.
72. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней со дня его регистрации.
В исключительных случаях, когда подготовка разъяснений не может быть завершена в установленный срок, в том числе в связи с необходимостью получения дополнительных разъяснений компетентного органа, руководитель уполномоченного структурного подразделения Службы или ее территориального органа, их заместители либо иные уполномоченные должностные лица вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения его заявления.
73. Результат рассмотрения заявления фиксируется уполномоченными должностными лицами Службы или ее территориального органа в журнале регистрации консультаций или в программно-техническом комплексе.
IV. Формы контроля за исполнением
Административного регламента
74. Контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется руководителем Службы, его заместителем, руководителями территориальных органов Службы, а также иными уполномоченными должностными лицами Службы по поручению руководителя Службы.
75. Контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется путем проведения:
плановых проверок соблюдения и исполнения уполномоченными должностными лицами Службы и ее территориальных органов положений Административного регламента;
внеплановых проверок соблюдения и исполнения уполномоченными должностными лицами Службы и ее территориальных органов положений Административного регламента.
76. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок соблюдения и исполнения уполномоченными должностными лицами Службы и ее территориальных органов положений Административного регламента определяются в установленном порядке.
77. Уполномоченные должностные лица Службы и ее территориальных органов могут проводить с участием заявителей электронные опросы, анкетирование по вопросам удовлетворенности полнотой и качеством предоставления государственной услуги, соблюдения положений Административного регламента.
78. Заявители могут принимать участие в опросах, анкетировании по вопросам полноты и качества предоставления государственной услуги, соблюдения положений Административного регламента, сроков и последовательности административных процедур (действий), предусмотренных Административным регламентом.
79. Контроль за предоставлением государственной услуги со стороны заявителей осуществляется в порядке и формах, установленных законодательством Российской Федерации.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования
решений и действий (бездействия) Службы, ее территориальных
органов, а также их должностных лиц
Информация для заявителя о его праве подать
жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Службы,
ее территориальных органов, а также их уполномоченных
должностных лиц
80. Заявители вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Службы или ее территориальных органов, а также их уполномоченных должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба).
81. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации заявления;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ заявителю в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказ Службы или ее территориальных органов, их уполномоченных должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Органы государственной власти и уполномоченные
на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть
направлена жалоба
82. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа в Службу.
83. Жалобы на решения, принятые руководителем Службы, подаются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы
84. В досудебном (внесудебном) порядке заявитель имеет право обратиться с жалобой в письменной форме по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, официальный сайт Службы, Единый портал государственных услуг (функций), а также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя.
85. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения и действия (бездействия) Службы, ее территориальных органов, а также их уполномоченных должностных лиц является подача заявителем жалобы.
86. Жалоба должна содержать:
наименование органа, предоставляющего государственную услугу (Служба или наименование ее территориального органа), должность, фамилия, имя, отчество уполномоченных должностных лиц Службы или ее территориального органа, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Службы, ее территориальных органов, их уполномоченных должностных лиц;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Службы, ее территориальных органов, их уполномоченных должностных лиц.
87. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
88. Жалобы заявителей, поданные в письменной форме или в форме электронного документа, остаются без рассмотрения в следующих случаях:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу уполномоченных должностных лиц Службы, ее территориальных органов, а также членов их семей;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
89. Жалоба подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
90. При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или форме электронного документа жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Службы или ее территориальных органов, их уполномоченных должностных лиц в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы
в случае, если возможность приостановления предусмотрена
законодательством Российской Федерации
91. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
Право заявителя на получение информации и документов,
необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
92. Заявители имеют право обратиться в Службу или ее территориальный орган за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме посредством услуг почтовой связи, через многофункциональный центр, в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных (функций), а также на личном приеме.
Способы информирования заявителей о порядке подачи
и рассмотрения жалобы
93. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявители могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на официальном сайте Службы или ее территориального органа, на Едином портале государственных услуг (функций).
94. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных уполномоченными должностными лицами Службы или ее территориальных органов опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
отказать в удовлетворении жалобы.
Порядок информирования заявителя о результатах
рассмотрения жалобы
95. Не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, заявителю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы в установленном порядке в письменной форме и, по желанию заявителя, в электронной форме.
96. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления уполномоченное должностное лицо Службы или ее территориального органа в течение десяти рабочих дней направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.