Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с учетом позиции Минприроды России, изложенной в письме от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 (далее — позиция Минприроды России), а также неоднократно поступающими обращениями хозяйствующих субъектов, направляет для применения и учета в работе разъяснения по вопросу установления класса опасности отходов на основании Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии).
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I—IV класса опасности составляются паспорта. Паспорт отходов I—IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Форма паспорта отхода I—IV класса опасности утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I—IV классов опасности».
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 № 33393) (далее — ФККО).
Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (далее — классификационные признаки).
Код каждого вида отходов в ФККО имеет 11-значную структуру. При этом последний знак 11-значного классификационного кода вида отходов определяет класс опасности отхода для окружающей среды.
В ФККО класс опасности отдельных видов отходов может меняться в зависимости от содержания и количества входящих в состав отхода компонентов и веществ.
Согласно позиции Минприроды России, в случае соответствия классификационных признаков образуемого отхода с классификационными признаками аналогичного отхода, включенного в ФККО, класс опасности для отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее — БДО), формируемых Росприроднадзором согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, тем самым дополнительного подтверждения класса опасности отхода расчетным и экспериментальным методами, в соответствии с Критериями, не требуется.
Вместе с этим Росприроднадзор обращает внимание на следующее.
Действующий в настоящее время приказ МПР России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды» не разграничивает возможность применения Критериев с целью подтверждения отнесения видов отходов к I—V классам опасности для окружающей среды для видов отходов как включенных, так и не включенных в ФККО.
Положениями абзаца девятого ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
В этой связи для конкретного вида отхода I—V класса опасности, включенного в ФККО, класс опасности которого зависит от состава отхода, хозяйствующий субъект, в результате деятельности которого образуется данный вид отхода, должен подтвердить отнесение отхода к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I—V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа Минприроды России — в соответствии с Критериями).
Если в ФККО класс опасности конкретного вида отхода не изменяется в зависимости от содержания и количества входящих в состав отхода компонентов и веществ, класс опасности для отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО.
Вместе с этим как для включенных, так и для не включенных в ФККО отходов требуется определение их химического и (или) компонентного состава допустимым законодательством Российской Федерации способом (в целях идентификации).
В соответствии с позицией Минприроды России химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается:
по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений;
либо на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
Выбор способа определения химического и (или) компонентного состава вида отходов осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно.
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
А. Амирханов