Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с порядком применения упрощенной системы налогообложения, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что объектами налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 2 статьи 346.14 Кодекса налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения, если он не является участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Объект налогообложения налогоплательщик может изменять ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения.
Уведомление об изменении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения может быть составлено налогоплательщиком в произвольной форме. Форма № 26.2-6 «Уведомление об изменении объекта налогообложения», утвержденная приказом ФНС России от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», является рекомендованной для применения.
Таким образом, если налогоплательщик направил в налоговый орган уведомление об изменении объекта налогообложения в установленный пунктом 2 статьи 346.14 Кодекса срок, то он вправе применять выбранный объект налогообложения с начала года, следующего за годом направления указанного уведомления.
Следовательно, объект налогообложения может быть изменен в вышеуказанном порядке только организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения и применяющими ее в соответствии с положениями, установленными главой 26.2 Кодекса.
Одновременно следует отметить, что в соответствии со статьей 346.11 Кодекса переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены положениями статьи 346.13 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.
При этом положениями главы 26.2 Кодекса не установлено ограничений в части возможности изменения объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения, указанного в соответствующем уведомлении о переходе на данную систему налогообложения, направленном организацией или индивидуальным предпринимателем в налоговый орган в порядке, установленном статьей 346.13 Кодекса.
Учитывая изложенное, если уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано в налоговый орган, но принято решение об изменении первоначально выбранного объекта налогообложения, то допустимо уточнение такого уведомления, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором было подано данное уведомление.
Таким образом, организация или индивидуальный предприниматель могут подать в налоговый орган новое уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения», утвержденной приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», указав в нем иной объект налогообложения и приложив письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. Саакян