Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения заявителей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.
1. В соответствии со ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила о договоре аренды, предусмотренные отдельными положениями ст. ст. 607, 610, 615, 621, 623 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Таким образом, для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 гл. 25 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
На основании п. 8 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса.
В этой связи необходимо иметь в виду, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица, но не в виде имущественного права.
Таким образом, организация, получившая от своего учредителя по договору безвозмездного пользования право пользования имуществом (т.е. имущественное право), учитывает в целях налогообложения доход в виде безвозмездного права пользования данным имуществом, размер которого определяется исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 40 Кодекса.
2. В соответствии со ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками земельного налога не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В силу п. 1 ст. 394 Кодекса ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий.
Так, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к определенным территориальным зонам, одной из которых является зона сельскохозяйственного использования.
Земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается Правилами землепользования и застройки индивидуально с учетом особенностей расположения и развития зоны, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Таким образом, организация, имеющая на праве собственности земельный участок, расположенный в составе зоны сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, вправе применить ставку земельного налога, установленную в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, в том случае, если в правоустанавливающем документе на такой земельный участок определен вид разрешенного использования, указывающий на использование участка в целях сельскохозяйственного производства, и уставная деятельность организации также связана с сельскохозяйственным производством.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. РАЗГУЛИН