О потенциально возможном доходе ИП, если в патенте на осуществление деятельности по передаче в аренду нежилых помещений в г. Москве указаны два сдаваемых в аренду объекта; о применении ПСН в отношении доходов от сдачи в аренду объектов, не указанных в ранее полученном патенте

Министерство финансов РФ письмо от 29.12.2014 № 03-11-12/68103
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмот­рел письмо о порядке применения патентной системы налогообложения и на основании содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении предпринимательской деятельности, указанной в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, в зависимости от количества обособ­ленных объектов (площадей).

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Таким образом, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по указанному виду предпринимательской деятельности может быть дифференцирован в зависимости от количества объектов или площади этих объектов. При этом установление размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов (их площадей) означает, что размер данного дохода может быть установлен:

1) на отдельный обособленный объект;

2) на квадратный метр сдаваемого в аренду (внаем) жилого и нежилого помещения, дачи, земельного участка.

Пунктом 1 статьи 346.48 Кодекса налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с главой 26.5 Кодекса, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Таким образом, количество объектов, передаваемых в аренду, и размер их площади определяются на основании договоров аренды, заключаемых индивидуальным предпринимателем — арендодателем с конкретными арендаторами.

Форма патента, утвержденная приказом ФНС России от 27.12.2012 № ММВ-7-3/1014@1, предусматривает, что в патенте указываются показатели, характеризующие отдельные виды предпринимательской деятельности, указанные в том числе в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.

Если индивидуальный предприниматель получил патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, то такой патент будет действовать только в отношении передаваемых им в аренду объектов, указанных в патенте.

В соответствии с пунктом 19.1 статьи 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» размер потенциально возможного к получению годового дохода на один обособленный объект, сдаваемый в аренду, установлен в следующих размерах:

— до 100 кв. метров включительно — 1000 тыс. руб.;

— свыше 100 кв. метров до 300 кв. метров включительно — 3000 тыс. руб.;

— свыше 300 кв. метров до 600 кв. метров включительно — 5000 тыс. руб.;

— свыше 600 кв. метров — 10 000 тыс. руб.

Таким образом, если в патенте, выданном индивидуальному предпринимателю, осуществляющему названную предпринимательскую деятельность в Москве, указаны два объекта, сдаваемые в аренду, площадь каждого из которых составляет соответственно 1000 кв. метров и 610 кв. метров, то общий размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному патенту составит 20 000 тыс. руб. (10 000 тыс. руб. + 10 000 тыс. руб.).

Если у индивидуального предпринимателя в течение срока действия патента увеличилось количество физических показателей ведения предпринимательской деятельности, в отношении которой данный налогоплательщик применяет патентную систему налогообложения, то полученный патент будет действовать только в отношении объектов, указанных в патенте.

В отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, не указанных в ранее полученном им патенте, индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения либо иные режимы налогообложения по своему выбору.

В том случае если индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, примет решение использовать данный специальный налоговый режим в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, не указанных в патенте, то не позднее чем за 10 дней до даты начала осуществления предпринимательской деятельности с использованием новых объектов он обязан подать заявление на получение нового патента.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. СААКЯН