Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и представления налоговой отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, при выплате дивидендов физическим лицам и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Положениями главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса не предусмотрена обязанность для налогоплательщиков, перешедших на применение данного специального налогового режима, представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций при выплате дивидендов физическим лицам.
Вместе с тем признание организации налоговым агентом не зависит от применяемой этой организацией системы налогообложения. Так, пунктом 5 статьи 346.11 Кодекса прямо предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой организацией, права по которым учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким ценным бумагам, на лицевом счете владельца этих ценных бумаг, депозитном лицевом счете или лицевом счете доверительного управляющего, если этот доверительный управляющий не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, признается налоговым агентом.
Таким образом, российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой организацией, на основании статьи 226.1 Кодекса признается налоговым агентом.
Исходя из положений статьи 226.1 Кодекса при выплате дохода в виде дивидендов сумма подлежащего уплате налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату выплаты такого дохода. При этом суммы налога подлежат уплате в срок не позднее одного месяца с даты выплаты денежных средств.
В этой связи на такую российскую организацию в соответствии с пунктом 4 статьи 230 Кодекса возлагается обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.
В этих целях организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, направляет в соответствующий налоговый орган заполненные титульный лист налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и приложение № 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» к декларации по налогу на прибыль организаций.
При этом в отношении дивидендов по акциям российских организаций, по которым представлены сведения о доходах в соответствии с приложением № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль, представление сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса по форме 2-НДФЛ не требуется.
За подробной информацией о порядке заполнения вышеуказанных титульного листа и приложения № 2 к налоговой декларации следует обратиться в ФНС России.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН