Вопрос: В соответствии со ст. 123 НК РФ неперечисление в установленный срок сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению, если даже на момент проверки задолженности по налогу не имеется.
Санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности штрафа совершенному нарушению. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Организация из-за недостаточности денежных средств на несколько дней позже перечислила НДФЛ в бюджет. Законодательством не установлено нижнего предела для уменьшения штрафа. Возможно ли уменьшение суммы штрафа до 0 руб., если у организации имеются обстоятельства, смягчающие ответственность:
- признание факта совершения правонарушения;
- отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения;
- совершение налогового правонарушения впервые;
- отсутствие ущерба для бюджета;
- уплата налога произведена в полном объеме до проведения камеральной проверки;
- несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения;
- тяжелое финансовое положение организации?
Налоговые агенты по НДФЛ поставлены в худшие условия по сравнению с налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль: при представлении уточненной налоговой декларации по НДС или уточненного расчета по налогу на прибыль с суммой налога к доплате налоговый агент перечисляет ее в бюджет, уплачивает пени и освобождается от уплаты штрафа.
Ответ:
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении мер ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщается следующее.
Указанной статьей Кодекса предусмотрена ответственность налогового агента за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
При этом Кодексом не предусматривается различное применение ст. 123 Кодекса в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение.
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, и обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, установлены соответственно ст. ст. 111 и 112 Кодекса.
Вместе с тем сообщается, что согласно п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате.
Пунктом 6 ст. 226 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручениям на счета третьих лиц в банках.
Следовательно, источником перечисления налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. РАЗГУЛИН