Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу возврата налогов, удержанных налоговым агентом с сумм дивидендов, и сообщает следующее.
Порядок возврата налогоплательщику или налоговому агенту излишне уплаченных (излишне перечисленных) сумм налогов в бюджетную систему Российской Федерации регулируется статьей 78 Кодекса.
Согласно положениям подпунктов 2, 6, 14 статьи 78 Кодекса возврат излишне перечисленной налоговым агентом суммы налога на прибыль организаций производится налоговым органом по месту учета налогового агента по письменному заявлению налогового агента.
Данная позиция изложена, в частности, в письмах ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/2@ и от 22.11.2013 № ГД-4-3/20983@.
Из письма следует, что налогоплательщик, обосновывая правомерность представления заявления о возврате излишне удержанного налога в налоговый орган по месту своего учета, апеллирует к разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации от 20.01.2014 № 03-03-06/1/1398, а также к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2013 № 7764/13.
В этой связи ФНС России отмечает, что как Минфин России, так и Президиум ВАС РФ в вышеуказанных актах указывают на необходимость подтверждения налоговым органом факта излишнего удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Данный факт устанавливается по итогам камеральной проверки представленного налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета уточненного налогового расчета сумм удержанного налога на прибыль.
При этом Президиум ВАС РФ в вышеупомянутом Постановлении указал, что отсутствие такого уточненного налогового расчета лишает налоговый орган возможности осуществить проверку правильности заявленного налогоплательщиком требования, что, в свою очередь, является основанием для отказа налогового органа в удовлетворении указанного требования.
Кроме того, направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Президиум ВАС РФ указал, что требование налогоплательщика подлежит рассмотрению с привлечением к участию в деле наряду с налоговым органом, отказавшим в удовлетворении заявления налогоплательщика, также и налогового агента, и налогового органа по месту учета налогового агента.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации разрешение вопроса без участия налогового агента не представляется возможным. Внесудебное же урегулирование вопроса возможно только при условии представления налоговым агентом уточненного налогового расчета по налогу на прибыль организаций.
ФНС России обращает внимание, что у налоговых органов отсутствуют полномочия по понуждению налогового агента к представлению в налоговый орган уточненного налогового расчета по налогу на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 54, пункту 6 статьи 81 Кодекса основанием для представления налоговым агентом в налоговый орган уточненного налогового расчета является обнаружение им, в частности, ошибок (искажений), которые привели к завышению суммы налога, подлежащей удержанию.
По мнению ФНС России, под обнаружением ошибки (искажения) следует понимать вывод налогового агента о факте излишнего удержания и перечисления им налога, подтвержденный документами, имеющимися у налогового агента. В данном случае такими документами являются документы, имеющиеся у налогоплательщика и подтверждающие его право на применение к сумме причитающихся ему дивидендов налоговой ставки 0 процентов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации для внесудебного урегулирования вопроса представляется оптимальным обращение налогоплательщика к налоговому агенту с представлением в адрес последнего вышеупомянутого пакета документов.
Учитывая изложенное, а также в целях оптимизации процедуры возврата налога ФНС России считает целесообразным рекомендовать налогоплательщику отозвать представленное им в Инспекцию заявление о возврате излишне удержанного налога и инициировать процесс возврата налога в порядке, изложенном в письмах ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/2@ и от 22.11.2013 № ГД-4-3/20983@.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. ГРИГОРЕНКО