Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на имущество организациями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и сообщает следующее.
Необходимость принятия Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) связана с тем, что на практике значительное число налогоплательщиков — собственников крупных нежилых объектов недвижимости в целях снижения фискальной нагрузки различными способами оптимизируют свою налоговую нагрузку. При этом основным способом оптимизации стало использование специальных налоговых режимов, в том числе ЕНВД, так как их применение освобождает налогоплательщиков от уплаты, в частности, налога на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) применяется налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 4 статьи 346.26 Кодекса (в редакции Федерального закона № 52-ФЗ) установлено, что уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).
При этом на основании статьи 7 Федерального закона № 52-ФЗ для организаций — налогоплательщиков ЕНВД изменения вступили в силу с 01.07.2014.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Кодекса право определять особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса предоставлено субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется субъектами Российской Федерации как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества:
— административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
— нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
— жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ).
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с региональным законом о налоге определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее — Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Поэтому обязанность по уплате налога на имущество у организаций (собственников объектов недвижимого имущества), применяющих ЕНВД, возникает на основании закона субъекта Российской Федерации о налоге исключительно в отношении облагаемых по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень объектов недвижимого имущества не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Кроме того, указанные налогоплательщики уплачивают налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в том числе в отношении жилых домов и жилых квартир, учитываемых на балансе в качестве товаров или готовой продукции.
Организации, применяющие ЕНВД, освобождены от обязанности уплаты налога на имущество организаций в рамках главы 30 Кодекса в силу пункта 4 статьи 346.26 Кодекса в случаях:
— если субъектом Российской Федерации не принят региональный закон в рамках статьи 378.2 Кодекса;
— объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Кодекса, не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости в соответствии с законом соответствующего субъекта Российской Федерации о налоге.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, и у органов законодательной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с главой 30 Кодекса имеются полномочия по предоставлению налогоплательщикам, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, отдельных преференций по уплате указанного налога, таких как: установление пониженной ставки налога (статья 380 Кодекса); предоставление налоговой льготы (статья 372 Кодекса) в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога на имущество организаций.
Кроме того, субъекты Российской Федерации при принятии регионального закона в рамках статьи 378.2 Кодекса могут устанавливать для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, с учетом особенностей соответствующего региона, налоговую преференцию в виде минимального значения площади объектов недвижимого имущества, только при превышении которого будет возникать обязанность уплаты налога на недвижимое имущество у данных организаций.
В связи с этим для решения вопроса об оптимизации налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций следует обращаться в законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. СААКЯН