В связи с письмом о порядке восстановления налога на добавленную стоимость в отношении основных средств, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал, при отсутствии счетов-фактур по этим основным средствам Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 170 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ восстановлению подлежат суммы налога на добавленную стоимость в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости основных средств без учета переоценки.
В соответствии с п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, при восстановлении в порядке, установленном п. 3 ст. 170 Кодекса, сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету налогоплательщиком по основным средствам, в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению, подлежат счета-фактуры, на основании которых суммы налога были ранее приняты к вычету.
В случае если у организации по основным средствам отсутствуют счета-фактуры в связи с истечением срока их хранения, при восстановлении в порядке, установленном п. 3 ст. 170 Кодекса, сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по этим основным средствам, по нашему мнению, в книге продаж возможно зарегистрировать справку бухгалтера, в которой отражена сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная с остаточной (балансовой) стоимости основных средств (без учета переоценки), передаваемых в качестве вклада в уставный капитал. При этом исчисление налога на добавленную стоимость, подлежащего восстановлению, производится с применением ставок налога, действовавших в период применения налоговых вычетов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.ТРУНИН