О проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента>

Федеральная налоговая служба письмо от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение закрытого акционерного общества по вопросу представления разъяснений и рекомендаций по принятию мер должной осмотрительности при заключении договоров с контрагентами и сообщает следующее.

Следует отметить, что при заключении сделок налогоплательщикам в первую очередь необходимо учитывать положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск.

Следовательно, именно на этапе выбора поставщиков необходимо проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности имущество, может нес­ти обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Необходимо удостовериться в правоспособнос­ти юридических лиц, являющихся участниками сделок, и надлежащих полномочиях руководителей данных юридических лиц, имеющих право на законных основаниях на заключение и подписание догово­ров, влекущих правовые последствия. Таким образом, при заключении сделок налогоплательщик должен убедиться в том, что его контрагент соответствует перечисленным условиям.

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России разработаны критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в редакции приказов ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467, от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@, от 08.04.2011 № ММВ-7-2/258@, от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@).

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности поз­волит налогоплательщику свое­временно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

В соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, в частности:

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ­ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru);

— контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации;

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контр­агента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени рис­ка квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных.

Одновременно обращаем внимание, что наличие выписки из ­ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контр­агента.

Порядок представления до­кумен­тов при государственной регистрации, их перечень, порядок государственной регистрации определены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других до­кумен­тов, кроме до­кумен­тов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Поэтому при регистрации создаваемой организации налоговый (регистрирующий) орган не может проверить достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию до­кумен­тах. Отказ в государственной регистрации допускается лишь при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган до­кумен­тах сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридичес­кого лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, мес­те жительства управляющего или ­месте нахождения управляющей организации.

В отношении представления контрагентом копии налоговой отчетности необходимо отметить следующее. Налогоплательщики нередко обращаются в налоговые органы с просьбой подтвердить исполнение налоговых обязательств контрагентами. Однако даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки.

Таким образом, налогоплательщикам при выборе контрагентов следует учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д. Егоров