Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации по налогам и сборам в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает.
1. В отношении требований к документам, на основании которых была определена прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании на основании ее финансовой отчетности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:
1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;
2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпункте 1 пункта 5 статьи 25.15 Кодекса, если в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.
Согласно пункту 6 статьи 25.15 Кодекса документы (их копии), указанные в пункте 5 статьи 25.15 Кодекса, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.
В случае невозможности представления аудиторского заключения по финансовой отчетности одновременно с представлением налоговой декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса указанное аудиторское заключение представляется в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности.
При этом особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний установлены в статье 309.1 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 309.1 Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если в соответствии с ее личным законом эта финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, при условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 Кодекса.
Таким образом, в случае определения прибыли контролируемой иностранной компании на основании ее финансовой отчетности налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций с приложением финансовой отчетности и аудиторского заключения по этой финансовой отчетности.
2. В отношении специальных требований к документам, подтверждающим фактическое право на доход, сообщаем, что указанный вопрос требует дополнительной проработки.
3. В отношении финансовой отчетности, в соответствии с которой определяется прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309.1 Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если в соответствии с ее личным законом эта финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, при условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 Кодекса.
Согласно статье 25.13 Кодекса под финансовой отчетностью для целей Кодекса понимается неконсолидированная финансовая отчетность организации.
4. В отношении порядка определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.15 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, а в случае, если такое решение не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, - на конец соответствующего периода.
Пунктом 2 статьи 105.2 Кодекса установлено, что долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.
По мнению Департамента, в случае возможности использования каждого из предусмотренных в пункте 2 статьи 105.2 Кодекса способов определения доли прямого участия одной организации в другой организации долей прямого участия в целях Кодекса признается максимальная из долей, определенных различными способами (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33535).
При этом такие правила, согласно пункту 5 статьи 105.2 Кодекса, применяются также при определении доли участия физического лица в организации.
Обращаем внимание, что в случае владения ценными бумагами, эмитированными иностранной организацией, в целях определения доли прямого участия в иностранной организации необходимо документальное подтверждение права или его отсутствия у владельца данных ценных бумаг участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции согласно личному закону этой иностранной организации и ее учредительным документам.
Кроме того, сообщаем, что на основании абзаца второго пункта 3 статьи 25.15 Кодекса при невозможности определения доли прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с абзацем первым указанного пункта прибыль такой контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица исходя из суммы прибыли, на которую имеет (будет иметь) право налогоплательщик в случае ее распределения между лицами, которые обладают фактическим правом на такую прибыль (доход).
5. В отношении обязанности налогового агента по удержанию налога на прибыль организаций в случае выплаты доходов в виде дивидендов.
В соответствии с положениями пункта 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров Российской Федерации), положения международных договоров Российской Федерации могут быть применены к иному лицу, если такое лицо прямо и (или) косвенно участвует в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, документов, указанных в статье 312 Кодекса.
Вместе с тем, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент Российской Федерации, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в статье 312 Кодекса.
При этом в вышеуказанном случае выплаты доходов в виде дивидендов налоговому резиденту Российской Федерации обязанность по удержанию налога на прибыль организаций с таких доходов возлагается на налогового агента.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН