В связи с письмом по вопросам ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур при реализации комиссионером от своего имени товаров комитента организациям и физическим лицам Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 3 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137, счета-фактуры, составленные на бумажном носителе или в электронном виде, подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в части 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее - журнал учета) по дате их выставления. В связи с этим счета-фактуры, выставленные покупателю комиссионером, реализующим от своего имени товары, подлежат регистрации в части 1 журнала учета в хронологическом порядке по дате их выставления.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 7 Правил при заполнении графы 12 части 1 журнала учета комиссионером, реализующим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени покупателю, указываются номер и дата счета-фактуры, выставленного комиссионеру продавцом-комитентом. При этом данные сведения переносятся из графы 4 части 2 «Полученные счета-фактуры» журнала учета, в котором полученные счета-фактуры подлежат единой регистрации в хронологическом порядке по дате их получения.
Таким образом, при получении счета-фактуры комиссионером от комитента после завершения налогового периода, в котором был выставлен счет-фактура комиссионером покупателю, счет-фактура, полученный от комитента, регистрируется в графе 4 части 2 журнала учета в периоде получения, а в графу 12 части 1 журнала учета необходимо внести уточнения за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура, выставленный комиссионером, и указать номер и дату счета-фактуры комитента из графы 4 части 2 журнала учета текущего налогового периода.
После внесения изменений в часть 1 журнала учета налогоплательщику следует представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период.
Что касается реализации товаров физическим лицам, то в соответствии с пунктом 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания требования, установленные пунктами 3 и 4 данной статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Согласно пункту 1 Правил журнал учета ведется налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе исполняющими обязанности налоговых агентов, и лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров.
Поскольку счета-фактуры при реализации за наличный расчет товаров физическим лицам не выставляются, журнал учета в части операций по реализации товаров в рамках договоров комиссии физическим лицам за наличный расчет не ведется.
Одновременно сообщаем: при неотражении в графе 12 части 1 журнала учета комиссионером номера и даты счета-фактуры, выставленного комиссионеру продавцом-комитентом, необходимо иметь в виду, что согласно пункту 8.1 статьи 88 Кодекса при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
Настоящее письмо не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН