Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями отделений ПФР по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений плательщиков страховых взносов о предоставлении отсрочек (рассрочек) и прилагаемых к заявлениям документов, указанных в части 1 статьи 18.4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), сообщает следующее.
Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ предусмотрено представление плательщиком страховых взносов вместе с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов следующих документов:
справок банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке (для бюджетной организации - соответствующих справок из управления федерального казначейства);
справок банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика в банках (для бюджетной организации - соответствующих справок из управления федерального казначейства).
Сведения, содержащиеся в представленных плательщиком документах, с учетом нормы, предусмотренной в части 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ, могут быть использованы в качестве инструмента для определения наличия достаточных оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Законом № 212-ФЗ сроки может возникнуть в течение периода, на который ему может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
В частности, из содержания справок банков возможно определить коэффициент платежеспособности плательщика Кпл (коэффициента оборачиваемости денежных потоков), который может применяться в качестве одного из критериев для оценки наличия вышеуказанных оснований и, соответственно, целесообразности предоставления плательщику отсрочки (рассрочки).
Для расчета коэффициента платежеспособности плательщика Кпл (коэффициент оборачиваемости денежных потоков) определяются следующие показатели по всем открытым счетам плательщика страховых взносов в банках:
сумма входящих остатков денежных средств (в рублях) по состоянию на начало шестимесячного периода, предшествующего подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) (ВхОст);
сумма поступлений денежных средств (в рублях) в течение шестимесячного периода, предшествующего подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) (ИтОбприход);
сумма платежей (в рублях) в течение шестимесячного периода, предшествующего подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) (ИтОбрасход);
сумма денежных средств по неоплаченным расчетным документам плательщика, помещенным в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (в рублях), по всем счетам плательщика страховых взносов в банках (К90902).
Коэффициент платежеспособности плательщика Кпл (коэффициент оборачиваемости денежных потоков) определяется по формуле:
Кпл = (ВхОст + ИтОбприход) : (ИтОбрасход + К90902).
Значение коэффициента платежеспособности плательщика Кпл (коэффициента оборачиваемости денежных потоков) не менее 1 подтверждает наличие оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Законом № 212-ФЗ сроки может возникнуть в случае предоставления ему отсрочки (рассрочки).
Для определения коэффициента платежеспособности плательщика Кпл (коэффициента оборачиваемости денежных потоков) на основании данных из представленных плательщиком страховых взносов справок банков возможно использовать таблицы «Информация о счетах плательщика страховых взносов в банках» и «Определение коэффициента платежеспособности» (приложение к письму).
Помимо сведений, содержащихся в представленных плательщиком документах, в качестве критерия для определения наличия достаточных оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Законом № 212-ФЗ сроки может возникнуть в течение периода, на который ему может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, могут использоваться сравнительные данные суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, указанными в части 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ, являющимися основаниями для предоставления плательщику страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, и общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам.
В частности, значительное превышение общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам над суммой задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, указанными в части 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ, свидетельствует о наличии иных значимых причин, по которым плательщик не производил своевременную уплату страховых взносов в полном объеме, что, в свою очередь, не может гарантировать возникновение у плательщика возможности уплаты страховых взносов в установленные Законом № 212-ФЗ сроки в случае предоставления ему отсрочки (рассрочки).
Соотношение суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, предусмотренными в части 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ, и общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам, составляющее не менее 70 процентов, может рассматриваться как наличие оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Законом № 212-ФЗ сроки может возникнуть в случае предоставления ему отсрочки (рассрочки).
Заместитель Председателя Правления
Н. ПЕТРОВА