Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2015 № 03-07-15/14580 по вопросу использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость налогоплательщиками, утратившими право на применение патентной системы налогообложения в связи с невыполнением условий по ее применению.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. Григоренко
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 18 марта 2015 г. № 03-07-15/14580
В связи с письмом об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость налогоплательщиками, утратившими право на применение патентной системы налогообложения в связи с невыполнением условий по ее применению, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Согласно пункту 3 статьи 145 Кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 данной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 33 указано, что при толковании нормы пункта 3 статьи 145 Кодекса судам необходимо исходить из того, что по смыслу указанной нормы налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 3365/13. Так, в данном постановлении указано, что для случаев, когда о необходимости уплаты налога на добавленную стоимость предпринимателю становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость Кодексом не предусмотрен. Однако отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано предпринимателем.
Учитывая изложенное, при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями, утратившими право на применение патентной системы налогообложения в связи с невыполнением условий по ее применению, следует руководствоваться указанным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и указанным постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на основании которых налоговый орган должен учесть заявление индивидуального предпринимателя о праве на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, представленное за тот период, в котором им утрачено право на применение патентной системы налогообложения, и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.
Директор Департамента
И. Трунин