Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, по привлечению к административной ответственности за представление в территориальные органы Росприроднадзора годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» с нарушением порядка и срока, установленного приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее - Приказ), и в дополнение к ранее направленному письму от 25.12.2014 № АА-03-04-36/21179 сообщает следующее.
Порядок представления статистической отчетности, предусмотренной ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон), установлен Приказом.
Статья 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает административную ответственность для должностных лиц, ответственных за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, за нарушение порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации.
Вместе с тем судебная практика исходит из квалификации нарушения юридическими и должностными лицами требования ч. 2 ст. 19 Закона в качестве административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Аналогичное толкование нормы статьи 8.2 КоАП РФ дается и Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 09.04.2015 № 308-АД14-4895 по делу № А32-13704/2013 и иных постановлениях.
Верховный Суд Российской Федерации постановлением от 03.03.2015 по делу № 302-АД14-6438 оставил без изменения решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.08.2014 по делу № А19-8945/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по тому же делу, которыми было признано законным постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Иркутской области по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, мотивированное, в том числе, несоблюдением природопользователем требования ч. 2 ст. 19 Закона.
Также Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлениями от 15.07.2014 № Ф05-7258/2014 по делу № А40-150666/2013 и от 04.02.2014 № Ф05-17059/2013 по делу № А40-58722/13 признал законными постановления по делам об административных правонарушениях по ст. 8.2 КоАП РФ, которыми лицам, привлеченным к административной ответственности, вменялось нарушение вышеуказанной нормы Закона.
Таким образом, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации и сложившейся на сегодняшний день судебной практики Росприроднадзор считает целесообразным квалифицировать нарушения природопользователями требования ч. 2 ст. 19 Закона в качестве административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ