Настоящее Указание на основании статьи 76.2 Федерального закон а от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2003, № 2, ст. 157; № 52, ст. 5032; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; № 30, ст. 3101; 2006, № 19, ст. 2061; № 25, ст. 2648; 2007, № 1, ст. 9, ст. 10; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; 2008, № 42, ст. 4696, ст. 4699; № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, № 1, ст. 25; № 29, ст. 3629; № 48, ст. 5731; 2010, № 45, ст. 5756; 2011, № 7, ст. 907; № 27, ст. 3873; № 43, ст. 5973; № 48, ст. 6728; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, № 11, ст. 1076; № 14, ст. 1649; № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 49, ст. 6336; № 52, ст. 6975, ст. 6699; № 52, ст. 6975; 2014, № 19, ст. 2311, ст. 2317; № 27, ст. 3634; № 30, ст. 4219; № 45, ст. 6154; № 52, ст. 7543; 2015, № 1, ст. 4, ст. 37, № 27, ст. 3958, № 27, ст. 4001; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 года) (далее – Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), абзаца первого пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 10, ст. 1163; 2001, № 1, ст. 2; № 53, ст. 5030; 2002, № 1, ст. 2; № 50, ст. 4923; № 52, ст. 5132; 2003, № 52, ст. 5038; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5277; 2005, № 25, ст. 2426; № 52, ст. 5602; 2006, № 1, ст. 5; № 31, ст. 3437; № 52, ст. 5504; 2007, № 18, ст. 2117; № 50, ст. 6247; 2009, № 18, ст. 2115; № 29, ст. 3642; 2010, № 41, ст. 5193; 2011, № 48, ст. 6728; 2012, № 53, ст. 7607; 2013, № 30, ст. 4084) устанавливает порядок проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, в том числе акционеров и лиц, указанных в пунктах 19 - 22 статьи 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 1998, № 48, ст. 5857; 1999, № 28, ст. 3472; 2001, № 33, ст. 3424; 2002, № 52, ст. 5141; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3225; 2005, № 11, ст. 900; № 25, ст. 2426; 2006, № 1, ст. 5; № 2, ст. 172; № 17, ст. 1780; № 31, ст. 3437; № 43, ст. 4412; 2007, № 1, ст. 45; № 18, ст. 2117; № 22, ст. 2563; № 41, ст. 4845; № 50, ст. 6247, ст. 6249; 2008, № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6221; 2009, № 1, ст. 28; № 7, ст. 777; № 18, ст. 2154; № 23, ст. 2770; № 29, ст. 3618, ст. 3642; № 48, ст. 5731; № 52, ст. 6428; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4193; № 41, ст. 5193; 2011, № 7, ст. 905; № 23, ст. 3262; № 27, ст. 3873, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7040; № 50, ст. 7357; 2012, № 25, ст. 3269; № 31, ст. 4334; № 53, ст. 7607; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4082, ст. 4084; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6985; № 30, ст. 4219; 2015, № 14, ст. 2022, № 27, ст. 4001; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 года) (далее при совместном упоминании – поднадзорные лица), и порядок применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Глава 1. Общие положения
1.1. Организация и проведение проверок деятельности поднадзорных лиц, а также применение по их результатам мер в отношении поднадзорных лиц в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах осуществляется Банком России в рамках рассмотрения поступающих обращений в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
1.2. Банк России проводит в отношении поднадзорных лиц дистанционные проверки, к которым относятся дистанционные проверки отдельных сведений и комплексные дистанционные проверки.
Банк России в отношении эмитентов проводит выездные проверки, к которым относятся выездные проверки деятельности эмитентов и выездные проверки на общем собрании акционеров.
1.3. К должностным лицам Банка России, обладающим правом поручать проведение комплексных дистанционных проверок и выездных проверок, относятся следующие лица:
1.3.1. Председатель Банка России, первый заместитель Председателя Банка России, заместитель Председателя Банка России, курирующий структурные подразделения центрального аппарата Банка России, осуществляющие функции контроля и надзора в сфере финансовых рынков за эмитентами и (или) сфере их деятельности, руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (далее – Служба), его заместители, в том числе заместитель руководителя - начальник управления Службы – право подписи поручений на проведение выездных проверок, предусмотренных настоящим Указанием и составляемым в соответствии с приложением 1 к настоящему Указанию (далее – поручение на проведение выездной проверки).
1.3.2. Руководитель Службы, его заместители, в том числе заместитель руководителя - начальник управления Службы – право подписи распоряжений на проведение комплексных дистанционных проверок (далее – распоряжение Службы).
1.3.3. Руководитель территориального учреждения Банка России, в котором создано подразделение по защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, заместитель руководителя территориального учреждения Банка России, начальник территориального подразделения Службы, лицо, его замещающее, по месту проведения общего собрания акционеров – право подписи поручений на проведение выездных проверок на общем собрании акционеров.
1.4. Решение о проведении дистанционной проверки отдельных сведений принимается должностным лицом Банка России, указанным в пункте 1.3 настоящего Указания, путем подписания предписания Банка России о предоставлении документов, без оформления отдельного распорядительного документа.
1.5. Документы и информация, полученные Банком России от поднадзорных лиц и поднадзорными лицами от Банка России в ходе осуществления проверок деятельности поднадзорных лиц и применения мер, указанных в 4 Главе настоящего Указания, не подлежат разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Порядок осуществления дистанционных проверок деятельности поднадзорных лиц
2.1. Основной целью проведения дистанционной проверки деятельности поднадзорных лиц является анализ документов и информации, которые касаются вопросов деятельности поднадзорных лиц, затрагиваемых в поступающих в Банк России обращениях.
Дистанционные проверки деятельности поднадзорных лиц в рамках рассмотрения поступающих в Банк России обращений в отношении деятельности поднадзорных лиц проводятся Службой, ее территориальными подразделениями, территориальными учреждениями Банка России, в которых созданы подразделения по защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов (далее при совместном упоминании – подразделения Банка России).
2.2. При проведении дистанционной проверки отдельных сведений, изложенных в поступившем обращении в отношении поднадзорных лиц, подразделение Банка России осуществляет следующие мероприятия:
направляет в адрес поднадзорного лица (поднадзорных лиц) предписания (предписаний) о предоставлении документов;
по мере необходимости направляет в государственные органы и органы местного самоуправления запросы о предоставлении информации;
направляет лицу, по обращению которого принято решение о проведении проверки (далее – заявитель), уведомления о продлении срока рассмотрения обращения в связи проведением проверки отдельных сведений;
проводит анализ полученных и имеющихся документов;
по мере необходимости направляет дополнительные предписания о предоставлении документов и их анализ;
при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации поднадзорными лицами по итогам проверки отдельных сведений принимает решение о применении мер, предусмотренных главой четвертой настоящего Указания;
уведомляет заявителя о результатах проверки отдельных сведений.
2.3. Комплексные дистанционные проверки проводятся уполномоченными представителями Банка России.
Основанием для проведения комплексной дистанционной проверки является распоряжение Службы.
В распоряжении Службы указывается следующая информация:
наименование проверяемого поднадзорного лица;
краткое изложение и источник проверяемых сведений;
сроки проведения комплексной дистанционной проверки;
сведения о персональном составе уполномоченных представителей (служащих) Банка России (численность не менее двух человек), с указанием руководителя комплексной дистанционной проверки.
2.3.1. Руководитель Службы, его заместители, в том числе заместитель руководителя - начальник управления Службы, вправе принять решение о проведении комплексной дистанционной проверки в следующих случаях:
поступление обращения (обращений), содержащего сведения о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации, рассмотрение которого требует проведения проверки по нескольким направлениям деятельности поднадзорного лица, и(или) направления предписаний (запросов) в отношении двух и более поднадзорных лиц;
обращения правоохранительных органов Российской Федерации, иных государственных органов с просьбой о проведении проверки.
2.3.2. При проведении комплексной дистанционной проверки подразделение Банка России осуществляет следующие мероприятия:
составляет и подписывает распоряжение Службы;
направляет заявителю уведомление, содержащее сведения о назначении комплексной дистанционной проверки;
направляет в адрес поднадзорного лица (поднадзорных лиц) предписание (предписания) о предоставлении документов;
направляет в государственные органы и органы местного самоуправления запросы о предоставлении информации;
направляет запросы о предоставлении информации в структурные подразделения центрального аппарата Банка России, территориальные учреждения Банка России;
анализирует полученные и имеющиеся в подразделении Банка России документы;
по мере необходимости направляет дополнительные запросы о предоставлении информации в государственные органы и органы местного самоуправления, предписания о предоставлении документов поднадзорным и иным лицам и анализирует их;
составляет акта комплексной дистанционной проверки;
принимает решение о применении мер, предусмотренных главой четвертой настоящего Указания, при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации поднадзорными лицами по результатам комплексной дистанционной проверки;
направляет уведомление заявителю о результатах проведения комплексной дистанционной проверки.
2.3.3. Комплексная дистанционная проверка проводится в срок до трех месяцев. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок комплексной дистанционной проверки может быть один раз продлен назначившим ее должностным лицом на один месяц. Максимальный срок проведения комплексной дистанционной проверки (с учетом возможного продления) составляет четыре месяца.
Основаниями для продления срока комплексной дистанционной проверки являются:
необходимость дополнительного изучения материалов, связанных с проводимой комплексной дистанционной проверкой;
несвоевременное представление или непредставление организациями материалов, документов и информации, необходимых для проведения комплексной дистанционной проверки;
необходимость уточнения достоверности представленной информации.
Продление срока комплексной дистанционной проверки оформляется дополнением к распоряжению Службы, которое является неотъемлемой частью распоряжения Службы.
2.3.4. Акт комплексной дистанционной проверки составляется не позднее даты окончания проведения комплексной дистанционной проверки, указанной в распоряжении Службы.
2.3.5. Акт комплексной дистанционной проверки составляется в одном экземпляре, подписывается уполномоченными представителями Банка России, проводившими комплексную дистанционную проверку, и утверждается должностным лицом, указанным в подпункте 1.3.2 пункта 1.3 настоящего Указания.
2.3.6. Акт комплексной дистанционной проверки включает в себя следующие сведения:
сведения о распоряжении на проведение комплексной дистанционной проверки;
изложение фактических обстоятельств, установленных при проведении комплексной дистанционной проверки деятельности эмитента, доказательств, на которых основаны выводы руководителя комплексной дистанционной проверки по результатам комплексной дистанционной проверки;
положения федеральных законов, нормативных актов Банка России, требования которых были нарушены эмитентом;
выводы и предлагаемые решения в отношении эмитента, подготовленные руководителем комплексной дистанционной проверки по результатам проведения указанной проверки, а также их обоснования.
2.3.7. По окончании комплексной дистанционной проверки все материалы формируются в отдельное дело проверки и подлежат хранению по месту проведения комплексной дистанционной проверки в соответствии с установленным Банком России порядком и сроком.
Глава 3. Порядок проведения выездных проверок эмитентов
3.1. Подразделения Банка России проводят выездные проверки эмитента в следующих случаях:
поступление обращения акционера и (или) инвестора, рассмотрение которого требует анализа значительного объема документов, получение которых невозможно без осуществления выезда по месту нахождения эмитента;
поступление обращения акционера и (или) инвестора, содержащего требование о проведении проверки на общем собрании акционеров;
поступление обращения органов прокуратуры Российской Федерации либо правоохранительных органов Российской Федерации, иных государственных органов с просьбой о проведении выездной проверки эмитента.
3.2. Для проведения выездной проверки формируется рабочая группа в составе не менее двух человек, в которую могут входить представители структурных подразделений центрального аппарата Банка России и (или) территориального учреждения Банка России, назначаются ее руководитель и члены рабочей группы. Документом, подтверждающим полномочия уполномоченных представителей Банка России на проведение выездной проверки эмитента, является поручение на проведение выездной проверки, которое передается уполномоченным представителям Банка России.
3.3. Поручение на проведение выездной проверки составляется в двух экземплярах и скрепляется оттиском печати Банка России или территориального учреждения Банка России или печатью Службы (ее территориального подразделения).
3.4. Поручение на проведение выездной проверки должно содержать информацию о дате начала проверки, дате завершения проверки, виде проверки, об основаниях проведения, о вопросах, подлежащих проверке, проверяемом периоде, а также сведения о персональном составе уполномоченных представителей Банка России.
3.5. В случае необходимости, в том числе в случае изменения персонального состава рабочей группы, продления сроков проведения проверки, оформляется дополнение к поручению на проведение выездной проверки. Дополнение к поручению на проведение выездной проверки является неотъемлемой частью поручения на проведение выездной проверки.
Дополнение к поручению на проведение выездной проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 2* к настоящему Указанию с учетом требований, определенных пунктом 3.3 настоящего Указания.
3.6. При проведении выездной проверки эмитента руководитель рабочей группы обязан:
ознакомить законного представителя (иного уполномоченного лица) эмитента (далее – уполномоченный представитель эмитента) с его правами и обязанностями при проведении проверки;
выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов документов, а также их рассмотрение на территории местонахождения эмитента;
обеспечить соблюдение уполномоченными представителями Банка России установленного режима работы и условий функционирования эмитента;
обеспечить сохранность ставших известными уполномоченным представителям Банка России сведений, связанных с деятельностью эмитента, составляющих его служебную, банковскую, налоговую, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.
3.7. При осуществлении выездной проверки деятельности эмитента уполномоченные представители Банка России вправе:
получать доступ в места осуществления деятельности эмитента, получать и проверять документы и информацию эмитента;
запрашивать и получать от эмитента необходимые для проведения проверки документы и информацию, снимать с них копии;
требовать от эмитента выделения отдельного служебного помещения для уполномоченных представителей Банка России и оборудования его техническими средствами, необходимыми для проведения проверки;
при необходимости получать заверенные подписью уполномоченного представителя эмитента и оттиском печати эмитента (при наличии печати) копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки;
получать устные и письменные пояснения по вопросам деятельности эмитента;
получать доступ в режиме просмотра к информационным системам эмитента;
получать информацию из информационных систем эмитента в электронном виде.
3.8. При осуществлении выездной проверки на общем собрании акционеров положения пункта 3.7 настоящего Указания применяются к уполномоченным представителям Банка России с учетом указанных в настоящем пункте особенностей проведения проверки на общем собрании акционеров.
Уполномоченные представители Банка России наблюдают за всеми этапами проведения общего собрания акционеров при этом уполномоченные представители Банка России не вправе влиять на ход его проведения, а также давать разъяснения по вопросам, связанным с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров.
При проведении выездной проверки на общем собрании акционеров уполномоченные представители Банка России вправе:
присутствовать при проверке полномочий и регистрации лиц, участвующих в общем собрании акционеров, при определении кворума общего собрания акционеров, при голосовании по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, при подсчете голосов и подведении итогов голосования на общем собрании акционеров;
требовать и получать (в том числе в электронном виде) документы (справки, письменные объяснения и другие), их копии, связанные с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров, на котором осуществляется проверка;
требовать и получать от уполномоченных представителей эмитента устные разъяснения по существу вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров, на котором осуществляется проверка;
вести аудио- и (или) видеозапись.
3.9. Эмитент обязан содействовать проведению выездной проверки, в том числе совершать следующие действия по требованию руководителя рабочей группы:
обеспечивать уполномоченным представителям Банка России беспрепятственный доступ в места осуществления деятельности эмитента;
обеспечивать беспрепятственный доступ уполномоченных представителей Банка России в помещения других организаций, привлеченных эмитентом в соответствии с законодательством Российской Федерации для исполнения ее обязательств по договору, организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства эмитента;
предоставлять уполномоченным представителям Банка России рабочие места в отдельном служебном помещении эмитента;
обеспечивать уполномоченным представителям Банка России доступ к документам и информации эмитента;
исполнять в полном объеме требования уполномоченных представителей Банка России о предоставлении заверенных подписью уполномоченного представителя эмитента и оттиском печати эмитента (при наличии печати) копии документов эмитента, а также иные требования уполномоченных представителей Банка России в соответствии с пунктом 3.7 настоящего Указания.
3.10. Наличие сведений, содержащих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, персональные данные, в документах (информации), необходимых для проведения выездной проверки, не может служить основанием для отказа в их предоставлении уполномоченным представителям Банка России.
Сведения, содержащие государственную тайну, запрашиваются и передаются рабочей группе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны.
3.11. Выездная проверка деятельности эмитента проводится с предварительным уведомлением эмитента. Уведомление эмитента о проведении выездной проверки деятельности эмитента осуществляется посредством факсимильной, электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от Банка России, с обязательным последующим направлением уведомления о проведении проверки, почтовым отправлением (с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим подтверждение получения уведомления организации) не позднее трех рабочих дней до даты начала выездной проверки деятельности эмитента, указанной в поручении на проведение выездной проверки.
К уведомлению о проведении выездной проверки деятельности эмитента прикладывается требование о предоставлении уполномоченным представителям Банка России документов (далее – требование о предоставлении документов), которые эмитент обязан предоставить в первый день проведения выездной проверки деятельности эмитента (первый день фактического прибытия уполномоченных представителей Банка России на место проведения выездной проверки) в соответствии с приложением 3 к настоящему Указанию.
В случае продления срока выездной проверки деятельности эмитента уведомление эмитента о продлении срока выездной проверки осуществляется в порядке, установленном настоящим пунктом, в срок не позднее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока выездной проверки, установленного первоначально.
3.12. Началом проведения выездной проверки считается момент вручения уполномоченному представителю эмитента поручения
на проведение выездной проверки.
3.13. Уполномоченный представитель Банка России вручает уполномоченному представителю эмитента первый экземпляр поручения на проведение выездной проверки.
Факт получения поручения на проведение выездной проверки удостоверяется на его втором экземпляре подписью уполномоченного представителя эмитента, получившего данное поручение.
Второй экземпляр поручения на проведение проверки остается у уполномоченного представителя Банка России.
3.14. После вручения поручения на проведение выездной проверки и ознакомления уполномоченного представителя эмитента с правами и обязанностями при проведении выездной проверки уполномоченные представители Банка России приступают к ее проведению путем изучения и анализа документов, предоставленных эмитентом согласно требованию о предоставлении документов и последующим требованиям, врученным уполномоченному лицу эмитента.
Передача документов для приобщения их к материалам выездной проверки оформляется актом приема-передачи документов.
3.15. Выездная проверка деятельности эмитента может быть завершена раньше срока, установленного поручением на проведение выездной проверки.
Поручившее выездную проверку деятельности эмитента должностное лицо Банка России вправе продлить проведение выездной проверки деятельности эмитента на срок до одного месяца в следующих случаях:
значительный объем проверяемой информации;
непредоставление эмитентом запрашиваемых документов в установленный срок;
выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов.
Максимальный срок проведения выездной проверки деятельности эмитента (с учетом возможных продлений) составляет три месяца.
Если последний день срока действия поручения на проведение выездной проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый таковым законодательством Российской Федерации, днем окончания этого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Срок проведения выездной проверки на общем собрании акционеров ограничивается сроком проведения наблюдаемого собрания акционеров.
3.16. По результатам проведения выездной проверки составляется акт проверки деятельности эмитента или отчет о проведении проверки на общем собрании акционеров (далее при совместном упоминании – акт (отчет) выездной проверки) в соответствии с приложениями 4 и 5 к настоящему Указанию в трех и одном экземпляре соответственно.
3.17. Акт (отчет) выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.
3.17.1. Во вводной части акта (отчета) выездной проверки должны содержаться сведения, в том числе:
о дате и месте составления акта (отчета) выездной проверки;
о полном фирменном наименовании, основном государственном регистрационном номере, идентификационном номере налогоплательщика, а также о местонахождении эмитента;
об особенностях проведения и оформления результатов выездной проверки эмитента с указанием фактов противодействия проведению и (или) приостановления и (или) прекращения проверки, составления актов (отчетов) выездной проверки;
о рабочей группе, проводившей выездную проверку.
3.17.2. Структура аналитической части акта (отчета) выездной проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности эмитента.
Аналитическая часть акта (отчета) выездной проверки должна содержать следующие сведения:
о достоверности учета (отчетности) эмитента;
о выявленных фактах (событиях) нарушений и недостатков в деятельности эмитента, не устраненных к моменту их выявления, с указанием места и времени совершения нарушений и конкретных положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах и нормативных актов Банка России, требования которых были нарушены эмитентом;
об устранении эмитентом на дату завершения выездной проверки фактов (событий) выявленных нарушений и недостатков в деятельности эмитента, а также недостоверности учета (отчетности) эмитента.
В аналитической части акта (отчета) выездной проверки должны отражаться выводы рабочей группы по результатам выездной проверки эмитента.
3.17.3. Заключительная часть акта (отчета) выездной проверки должна содержать обобщенную информацию об основных результатах выездной проверки эмитента.
3.18. Акт выездной проверки деятельности эмитента должен быть составлен и зарегистрирован в срок, не превышающий 10 рабочих дней после завершения срока проведения проверки эмитента, указанного в соответствующем поручении на проведение выездной проверки (дополнении к поручению на проведение выездной проверки).
Первый и второй экземпляры акта выездной проверки деятельности эмитента направляются в адрес эмитента в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты его регистрации, с сопроводительным письмом или вручаются уполномоченному представителю эмитента под расписку.
Уполномоченный представитель эмитента обязан ознакомиться с актом выездной проверки деятельности эмитента в течение 10 рабочих дней с даты его получения, подписать с записью «с актом ознакомлен» и предоставить второй экземпляр акта выездной проверки деятельности эмитента в подразделение Банка России, проводившее выездную проверку, нарочно либо путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении и описью вложения.
В случае если уполномоченный представитель эмитента отказался от подписания акта выездной проверки деятельности эмитента либо не направил его в Банк России, по истечении 45 дней с даты направления Банком России акта выездной проверки деятельности эмитента, в третьем экземпляре акта выездной проверки деятельности эмитента уполномоченным представителем Банка России производится соответствующая запись.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной проверки деятельности эмитента, эмитент вправе приложить к нему письменные возражения по акту выездной проверки деятельности эмитента в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
3.19. Отчет о проведении выездной проверки на общем собрании акционеров должен быть составлен, подписан уполномоченными представителями Банка России и зарегистрирован в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня завершения выездной проверки на общем собрании акционеров.
В случае если протокол общего собрания акционеров не был составлен в день проведения данного собрания, протокол собрания и иные необходимые документы запрашиваются у эмитента предписанием о предоставлении документов. В таком случае отчет о проведении выездной проверки на общем собрании акционеров составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после получения от эмитента необходимых документов.
3.20. В случае выявления в ходе выездной проверки эмитента нарушений им законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах и нормативных актов Банка России копии документов, содержащие сведения о фактах нарушения, заверенные подписью уполномоченного представителя эмитента и скрепленные оттиском печати эмитента (при наличии печати), прилагаются к акту (отчету) выездной проверки. Копии документов, содержащие сведения о фактах нарушения законодательства Российской Федерации, являются неотъемлемой частью акта выездной проверки деятельности эмитента.
3.21. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) эмитентом обязанностей по содействию в проведении выездной проверки эмитента, определенных настоящим Указанием, считается противодействием проведению выездной проверки эмитента.
В качестве факта противодействия проведению выездной проверки эмитента могут быть признаны, в том числе:
отсутствие эмитента по его местонахождению (за исключением случаев, связанных с изменением местонахождения эмитента в установленном порядке);
непринятие мер к обеспечению беспрепятственного доступа уполномоченных представителей Банка России в здания и другие помещения эмитента;
отказ уполномоченного представителя эмитента от получения (приема) поручения на проведение выездной проверки, требования о предоставлении документов и (или) отказ от удостоверения факта получения (приема) данных документов;
отказ уполномоченного представителя эмитента от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, установленных пунктом 3.9 настоящего Указания;
отказ уполномоченного представителя эмитента от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение требования о выполнении эмитентом иных действий в целях оказания содействия в проведении проверки.
3.22. В случае противодействия проведению выездной проверки составляется акт о противодействии проведению выездной проверки.
3.23. Акт о противодействии проведению выездной проверки составляется руководителем рабочей группы в двух экземплярах в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.
Руководитель рабочей группы вручает второй экземпляр акта о противодействии проведению выездной проверки уполномоченному представителю эмитента.
Факт получения (приема) акта о противодействии проведению выездной проверки удостоверяется на всех экземплярах такого акта подписью уполномоченного представителя эмитента, получившего (принявшего) акт.
Уполномоченный представитель эмитента, получивший (принявший) акт о противодействии проведению выездной проверки, обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем его вручения (приема), передать (направить) его руководителю эмитента.
Если уполномоченный представитель эмитента отказался от получения (приема) акта о противодействии проведению проверки или от подписи, удостоверяющей факт получения (приема) данного акта, руководитель рабочей группы на всех экземплярах акта о противодействии проведению выездной проверки делает отметку «от получения акта о противодействии проведению выездной проверки отказался» или «от подписи, удостоверяющей факт получения (приема) акта о противодействии проведению выездной проверки, отказался» с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) уполномоченного представителя эмитента и даты его отказа.
По решению должностного лица Банка России, подписавшего поручение на проведение выездной проверки, руководителю эмитента, совету директоров (наблюдательному совету) эмитента может быть направлен, в том числе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, экземпляр акта о противодействии проведению проверки (его копия).
По решению должностного лица Банка России, подписавшего поручение на проведение выездной проверки, составление акта о противодействии проведению проверки может стать основанием для приостановления или прекращения данной проверки.
3.24. Факты противодействия проведению выездной проверки, зафиксированные в акте о противодействии проведению выездной проверки, являются основанием для применения к эмитенту мер в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.25. Нарушения требований законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе выездной проверки и зафиксированные в акте (отчете) выездной проверки, являются основанием для применения к эмитенту мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном главой 4 настоящего Указания.
Глава 4. Порядок применения Банком России мер при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации поднадзорными лицами
4.1. Банком России принимаются следующие меры к поднадзорному лицу:
направление поднадзорному лицу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе связанных с неисполнением предписания Банка России о предоставлении документов;
направление поднадзорному лицу предписания о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
4.2. Предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе связанных с неисполнением предписания Банка России о предоставлении документов, направляется поднадзорному лицу в целях прекращения нарушений требований законодательства Российской Федерации, выявленных при проведении проверки .
4.3. Если допущенные поднадзорным лицом нарушения не могут быть устранены, в целях предотвращения подобных нарушений в дальнейшей деятельности поднадзорному лицу направляется предписание о принятии мер, направленных на недопущение аналогичных нарушений.
4.4. Поднадзорное лицо, которому адресовано предписание, обязано исполнить его в указанный в предписании срок. Срок для исполнения предписания устанавливает должностное лицо Банка России в пределах от 1 до 30 рабочих дней с даты получения предписания. В случае если для устранения нарушений необходимо внести изменения в устав поднадзорного лица или иные документы, утверждаемые общим собранием акционеров (участников) поднадзорного лица, срок для исполнения предписания устанавливается в пределах от 30 до 90 рабочих дней с даты получения предписания.
В подтверждающих исполнение указанных в предписании требований документах, приложенных к отчету об исполнении предписания и содержащих более одного листа, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества пронумерованных листов, подписанной ее составителем с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), указанием должности и даты составления. Подпись составителя заверительной надписи должна быть заверена печатью (при наличии).
4.5. Поднадзорное лицо, которому направлено предписание, до истечения срока исполнения предписания вправе обратиться в Банк России с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
4.6. Банк России рассматривает ходатайство о продлении срока исполнения предписания и устанавливает необходимость продления срока исполнения предписания.
При наличии оснований для продления срока исполнения предписания в адрес поднадзорного лица, которому было направлено предписание, направляется письмо Банка России с указанием даты (порядка определения даты), до которой продлен срок исполнения предписания или даты, до которой продлен срок исполнения части такого предписания.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания, направленное поднадзорным лицом за пределами срока, предусмотренного пунктом 4.4 настоящего Указания, Банк России оставляет без рассмотрения.
Глава 5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации Э.С. Набиуллина
* Приложения не публикуются