Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 10 июня 2015 г. № 273-У по вопросу о порядке признания в налоговом учете по налогу на прибыль организаций НДС, уплаченного из-за неподтверждения нулевой ставки по экспорту.
На основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в том числе товаров, реализуемых на экспорт, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи 105.3 Кодекса для целей налогообложения цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Таким образом, в случае если правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по экспортированным товарам подтверждена налогоплательщиком в установленном порядке, то стоимость реализуемых товаров, исчисленная по рыночным ценам и предусмотренная контрактом на поставку этих товаров с иностранным лицом, включается в налоговую базу, в отношении которой применяется нулевая ставка. При неподтверждении налогоплательщиком права на применение нулевой ставки указанная стоимость включается в налоговую базу, подлежащую налогообложению по ставке налога на добавленную стоимость в размере 18 (10) процентов.
В отношении НДС, исчисленного обществом в связи с неподтверждением права на применение ставки 0 процентов, подлежит применению подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ об учете названных сумм налога в составе расходов.
Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 г. № 15047/12.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН