Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел направленный на согласование проект ответа по вопросам исполнения обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организаций при выплате доходов иностранным организациям и сообщает следующее.
1. Пунктом 4 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов и Инструкция по ее заполнению утверждены соответственно Приказами МНС России от 14.04.2004 № САЭ‑3-23/286@ и от 03.06.2002 № БГ‑3-23/275 (с учетом внесенных изменений).
В указанной Инструкции предусмотрено, что налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в Российской Федерации в пользу иностранной организации.
Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены статьей 309 Кодекса, пунктом 2 предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Следовательно, доходы иностранной организации, указанные в пункте 2 статьи 309 Кодекса, в Российской Федерации не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в Российской Федерации.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений нормативных правовых актов такие доходы, не подлежащие налогообложению в Российской Федерации с учетом норм пункта 2 статьи 309 Кодекса, отражаются налоговым агентом в Налоговом расчете (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса при применении международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования, согласно которым сертификаты, подтверждающие налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, используются российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в целях исполнения международных договоров об избежании двойного налогообложения.
В то же время такие документы подлежат применению российскими налоговыми агентами и налоговыми органами, в случае если содержат:
— наименование налогоплательщика;
— период, за который подтверждается налоговый статус;
— наименование международного договора, сторонами которого являются Российская Федерация/СССР и соответствующее иностранное государство, в целях исполнения положений которого выдается документ о подтверждении налогового статуса;
— подпись уполномоченного должностного лица, компетентного государства.
В случае если сертификат, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика, таковым считается год, в котором упомянутый сертификат был выдан.
Однако согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 Кодекса, предусматривающей подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, она не содержит норм, ограничивающих период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов). Положением пункта 1 статьи 312 Кодекса предусмотрено только то, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией «до даты выплаты дохода», а не в каждом налоговом периоде.
3. Кроме того, суды делают выводы о том, что если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (Верховный Суд Российской Федерации, Определение от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210).
Что касается начисления пени налоговому агенту за период с момента выплаты доходов до получения сертификатов резидентства от иностранного контрагента (проставления апостиля на сертификатах, если это указано в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения), как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2015 г. № 8231-ПЭК14 и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210 (а также ранее отражено в постановлениях ВАС РФ от 29.05.2007 № 1646/07 и от 06.02.2007 № 13225/06), согласно статье 75 Кодекса пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате налога, а инспекция по результатам выездной налоговой проверки установила отсутствие у общества такой обязанности, учитывая, что ответственность за представление сертификатов резидентства после фактической выплаты дохода Кодексом не установлена, то в данном случае у инспекции при вынесении решения отсутствовали основания для начисления пеней.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин