В соответствии с пунктами 8, 11 статьи 25.14, подпунктом 4 пункта 1, пунктом 4 статьи 31, пунктом 3 статьи 52, пунктами 3, 4 статьи 76, пунктом 3 статьи 88, пунктами 2, 9, 15 статьи 89, пунктами 2, 6, 8 статьи 89.1, пунктом 3 статьи 91, пунктом 1 статьи 92, пунктом 3 статьи 93, пунктами 1, 6 статьи 94, пунктами 3, 6 статьи 95, пунктом 1 статьи 100, пунктами 2—4, 6, 7, 10, 11, 15.1 статьи 101, пунктами 1, 7, 8 статьи 101.4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2015, № 10, ст. 1419), подпунктом 7 пункта 1 статьи 164, пунктом 3 статьи 176, пунктами 8, 15, 24 статьи 176.1, пунктом 4 статьи 203 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2015, № 14, ст. 2023), пунктом 17 Правил применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1033 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 2, ст. 182; 2010, № 38, ст. 4831), приказываю:
1. Утвердить порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
пункт 1 и приложение № 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.03.2011, регистрационный номер 20322), с изменениями, внесенными приказами Федеральной налоговой службы от 18.05.2011 № ММВ-7-8/319@ «Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.07.2011, регистрационный номер 21279), от 07.11.2011 № ММВ-7-6/733@ «О внесении изменений в приложения к приказам Федеральной налоговой службы от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@, от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.11.2011, регистрационный номер 22405), от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@ «Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.09.2012, регистрационный номер 25438);
пункт 3 приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 07.11.2011 № ММВ-7-6/733@ «О внесении изменений в приложения к приказам Федеральной налоговой службы от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@, от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.11.2011, регистрационный номер 22405).
3. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М. Мишустин
ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктами 8, 11 статьи 25.14, подпунктом 4 пункта 1, пунктом 4 статьи 31, пунктом 3 статьи 52, пунктами 3, 4 статьи 76, пунктом 3 статьи 88, пунктами 2, 9, 15 статьи 89, пунктами 2, 6, 8 статьи 89.1, пунктом 3 статьи 91, пунктом 1 статьи 92, пунктом 3 статьи 93, пунктами 1, 6 статьи 94, пунктами 3, 6 статьи 95, пунктом 1 статьи 100, пунктами 2—4, 6, 7, 10, 11, 15.1 статьи 101, пунктами 1, 7, 8 статьи 101.4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2015, № 10, ст. 1419), подпунктом 7 пункта 1 статьи 164, пунктом 3 статьи 176, пунктами 8, 15, 24 статьи 176.1, пунктом 4 статьи 203 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2015, № 14, ст. 2023), пунктом 17 Правил применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1033 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 2, ст. 182; 2010, № 38, ст. 4831) и определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налоговыми органами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — КЭП) следующих документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, при проведении налогового контроля (далее — Документы):
1) требования о представлении пояснений;
2) уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
3) уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
4) налогового уведомления;
5) решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств;
6) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств;
7) решения о проведении выездной налоговой проверки;
8) решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки;
9) решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки;
10) справки о проведенной выездной налоговой проверке;
11) решения о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
12) решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
13) решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
14) акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица;
15) постановления о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов;
16) решения о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (информации);
17) постановления о производстве выемки, изъятия документов и предметов;
18) протокола о производстве выемки, изъятия документов и предметов;
19) постановления о назначении экспертизы;
20) протокола об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав;
21) акта налоговой проверки;
22) извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки;
23) решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения;
24) решения о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста;
25) протокола рассмотрения материалов налоговой проверки;
26) решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
27) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
28) решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
29) решения о принятии обеспечительных мер;
30) решения об отмене обеспечительных мер;
31) решения о замене обеспечительных мер;
32) решения о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица;
33) решения о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица;
34) решения об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
35) акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации);
36) решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации);
37) решения об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации);
38) решения о возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость;
39) решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость;
40) решения о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;
41) решения об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;
42) решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;
43) решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;
44) решения об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;
45) решения об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;
46) решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению;
47) решения об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению;
48) мотивированного заключения.
2. Участниками информационного обмена при направлении Документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы.
3. Положения, предусмотренные пунктами 10—16 настоящего Порядка, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
4. В процессе электронного документооборота при направлении Документов по телекоммуникационным каналам связи также участвуют необходимые для обеспечения электронного документооборота следующие технологические электронные документы:
1) подтверждение даты отправки по форме и формату согласно приложениям № № 1 и 2 к Порядку представления организациями и индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.07.2011, регистрационный номер 21307; Российская газета, 2011, 19 июля), с изменениями, внесенными приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2011 № ММВ-7-6/790@ «О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 28.09.2009 № ММ-7-6/475@, от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.12.2011, регистрационный номер 22728; Российская газета, 2012, 25 января) (далее — Порядок, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@);
2) квитанция о приеме по форме и формату согласно приложениям № № 3 и 4 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
3) уведомление об отказе в приеме по форме и формату согласно приложениям № № 5 и 6 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
4) извещение о получении электронного документа по форме и формату согласно приложениям № № 7 и 8 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется на каждый Документ и технологический электронный документ из указанных в подпунктах 1—3 настоящего пункта.
5. Участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых Документов и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа) с КЭП и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (далее — квалифицированный сертификат).
6. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление Документов и технологических электронных документов.
7. Направление и получение Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии
с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2014, № 26, ст. 3390)», позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанном Документе.
8. Квалифицированные сертификаты участникам информационного обмена выдаются организациями, аккредитованными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и выпускающими квалифицированные сертификаты для использования их в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
9. Направление Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в зашифрованном виде.
10. Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
11. При получении налоговым органом квитанции о приеме Документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.
II. Процедура направления Документа в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи
12. Документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе.
Не позднее следующего рабочего дня после регистрации Документ формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата) (далее — КЭП налогового органа) и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогоплательщика (представителя налогоплательщика). При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику (представителю налогоплательщика).
13. Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи должен получить от оператора электронного документооборота подтверждение даты отправки.
Кроме того, налоговый орган в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка должен получить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные КЭП, позволяющей идентифицировать соответствующего налогоплательщика (представителя налогоплательщика) (владельца квалифицированного сертификата) (далее — КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика)).
При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления Документа.
14. При получении от налогового органа Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного Документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует квитанцию о приеме, подписывает ее КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.
Квитанцию о приеме налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему Документа налоговым органом.
При наличии оснований для отказа в приеме Документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.
15. Основанием для отказа в приеме налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) Документа является:
1) ошибочное направление налогоплательщику (представителю налогоплательщика);
2) несоответствие утвержденному формату;
3) отсутствие (несоответствие) КЭП налогового органа.
16. Оператор электронного документооборота:
1) фиксирует дату направления (отправки) Документа и формирует подтверждение даты отправки;
2) подписывает подтверждение КЭП и направляет его одновременно в адрес участников информационного обмена. Подтверждение направляется оператором электронного документооборота налогоплательщику (представителю налогоплательщика) вместе с Документом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.