В соответствии с Федеральным законом от 29.10.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 382-ФЗ) с 01.01.2015 введена глава 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона № 382-ФЗ торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 286 Кодекса в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
При этом необходимо иметь в виду, что данное положение не применяется в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
На территории города Москвы торговый сбор введен с 01.07.2015 Законом города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе».
В этой связи до внесения изменений в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ‑7-3/600@ (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2014, регистрационный номер 35255), уменьшение суммы налога на прибыль организаций, исчисленной для уплаты в бюджет города Москвы, на сумму фактически уплаченного торгового сбора рекомендуется отражать в налоговой декларации в следующем порядке.
1. При расчете налога на прибыль организаций за налоговый период (авансовых платежей за отчетный период) учитывается торговый сбор, фактически уплаченный в бюджет города Москвы с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). Например, если торговый сбор за III квартал 2015 года уплачен 15 октября, то сумма этого сбора может уменьшить сумму исчисленного авансового платежа по налогу на прибыль организаций в бюджет города Москвы в налоговой декларации за 9 месяцев 2015 года. Уплаченный торговый сбор за III и IV кварталы 2015 года — уменьшить соответствующую сумму исчисленного налога по налоговой декларации за 2015 год.
При этом необходимо отметить, что положения пункта 10 статьи 286 Кодекса позволяют на уплаченный торговый сбор за IV квартал уменьшить исчисленный налог в налоговой декларации за налоговый период (год) либо уменьшить исчисленные авансовые платежи в налоговой декларации за первый квартал следующего налогового периода.
В случае, если сумма торгового сбора превышает сумму исчисленного по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода авансового платежа (налога на прибыль), то торговый сбор учитывается в налоговых декларациях в пределах этого исчисленного авансового платежа (налога).
2. Учитывая, что налоговая декларация не содержит специальных строк для учета торгового сбора при исчислении налога (авансовых платежей), рекомендуется для отражения указанного сбора использовать строки 240 и 260 Листа 02, строки 090 Приложения № 5 и № 6 к Листу 02. Порядок отражения в этих строках сумм торгового сбора аналогичен порядку их заполнения, предусмотренному в случае зачета сумм налога, выплаченных за пределами Российской Федерации, в уплату налога в Российской Федерации. В частности:
2.1. В налоговой декларации организации, расположенной на территории города Москвы и не имеющей обособленных подразделений.
По строкам 240 и 260 Листа 02 налоговой декларации суммы уплаченного торгового сбора указываются нарастающим итогом с начала налогового периода в изложенном выше порядке.
При этом сумма учитываемого торгового сбора не может превышать сумму налога (авансового платежа), исчисленного для уплаты в бюджет города Москвы и отраженного по строке 200 Листа 02 налоговой декларации. Например, если за 9 месяцев 2015 года авансовый платеж налога на прибыль для уплаты в бюджет города Москвы исчислен в сумме 1800 руб., а торговый сбор за III квартал 2015 года уплачен в сумме 2000 руб., то в налоговой декларации торговый сбор может быть учтен в уменьшение авансового платежа только в размере 1800 рублей. Если сумма исчисленного налога на прибыль для уплаты в бюджет города Москвы по итогам 2015 года превысит сумму уплаченного торгового сбора за III квартал (2000 руб.) и за IV квартал (2000 руб.) 2015 года, то в налоговой декларации за календарный год торговый сбор может быть учтен в уменьшение налога в общей сумме (4000 руб.).
Если налогоплательщик производит зачет налога, уплаченного за пределами Российской Федерации, и уплачивает торговый сбор, то суммы засчитываемого налога и торгового сбора для заполнения указанных выше строк налоговой декларации суммируются. При этом суммированный показатель по строке 260 Листа 02 не может превышать сумму налога (авансового платежа), отраженного по строке 200 Листа 02 налоговой декларации.
Для исключения двойного учета сумм торгового сбора при исчислении налога на прибыль (авансовых платежей) нарастающим итогом и определения налоговых обязательств с учетом ранее начисленных авансовых платежей, при расчете показателя по строке 230 Листа 02 сумма начисленных авансовых платежей уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение налога (авансового платежа) в налоговой декларации за предыдущий отчетный период. Например, на сумму торгового сбора, учтенного по строке 260 Листа 02 в уменьшение авансовых платежей за 9 месяцев 2015 года, уменьшается показатель по строке 230 Листа 02 налоговой декларации за 2015 год.
Примеры заполнения налоговой декларации приведены в Приложениях № 1 и № 2 к настоящему письму.
2.2. В налоговой декларации организации, расположенной на территории города Москвы и имеющей обособленные подразделения в других субъектах Российской Федерации, а также в налоговой декларации организации, расположенной вне города Москвы и имеющей обособленное подразделение (группу обособленных подразделений) на территории города Москвы.
В налоговых декларациях таких организаций уплаченный торговый сбор указывается по строке 090 Приложения № 5 к Листу 02 (с кодами 1, 2, 3, 4 по реквизиту «Расчет составлен (код)»), в которых исчисляется налог (авансовые платежи) для уплаты в бюджет города Москвы. При этом сумма торгового сбора (показатель строки 090) не может превышать сумму исчисленного налога (авансового платежа), указанного по строке 070 данного Приложения.
При зачете налогоплательщиком налога, выплаченного за пределами Российской Федерации, сумма засчитываемого налога и сумма торгового сбора не может в совокупности превышать сумму исчисленного налога (авансового платежа) по строке 070 Приложения № 5 к Листу 02.
Кроме того, при определении показателя по строке 080 Приложения № 5 к Листу 02 сумма начисленных авансовых платежей уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период. Например, на сумму торгового сбора, учтенного по строке 090 указанного Приложения в уменьшение авансовых платежей за 9 месяцев 2015 года, уменьшается показатель по строке 080 Приложения № 5 к Листу 02 налоговой декларации за 2015 год.
Помимо отражения в Приложениях № 5 к Листу 02, в налоговых декларациях организаций, указанных в пункте 2.2 настоящего письма, уплаченный торговый сбор учитывается при расчете показателей Листа 02. Так, в Листе 02 уплаченный торговый сбор учитывается при формировании показателей по строкам 240 и 260, а при расчете показателей для строк 210 и 230 начисленные суммы авансовых платежей уменьшаются на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период.
2.3. В налоговой декларации по консолидированной группе налогоплательщиков.
Порядок учета суммы торгового сбора в случае его уплаты несколькими участниками консолидированной группы налогоплательщиков (далее — КГН) для целей налогообложения прибыли организаций изложен в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2015 № 03-03-10/43490 (доведено до налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от 12.08.2015 № ГД‑4-3/14100@).
В частности, в письме разъяснено, что ответственный участник КГН вправе уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансовых платежей), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, приходящиеся на участника КГН — плательщика торгового сбора и подлежащие зачислению в бюджет того субъекта Российской Федерации, в котором у такого участника КГН имеется объект обложения указанным сбором, на суммы торгового сбора, фактически им уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Соответственно, в налоговой декларации по КГН сумму уплаченного торгового сбора рекомендуется отражать по строке 090 Приложения № 6 к Листу 02, в котором исчисляется налог (авансовые платежи) для уплаты в бюджет города Москвы. При этом сумма фактически уплаченного участником КГН торгового сбора, которая может быть учтена в уменьшение исчисленного налога (авансового платежа), не должна превышать сумму налога (авансового платежа), приходящегося на данного участника КГН и подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, приведенного по строке 070 Приложения № 6а к Листу 02 налоговой декларации.
Помимо этого, порядок отражения в налоговой декларации по КГН сумм торгового сбора аналогичен порядку заполнения Листа 02 и Приложений № 5 к этому Листу, изложенному выше.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. Григоренко