В связи с поступлением многочисленных обращений по вопросам, связанным с осуществлением лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, направляю прилагаемую к настоящему письму информацию по указанному вопросу и прошу довести ее до органов государственного жилищного надзора, а также иных заинтересованных лиц.
Заместитель Министра -
Главный государственный
жилищный инспектор
Российской Федерации
А. ЧИБИС
Приложение
к письму заместителя Министра
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 05.08.2015 № 24430-АЧ/04
ИНФОРМАЦИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ
МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
1. По вопросу ведения реестров лицензий субъекта Российской Федерации
Частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что при заключении договора управления многоквартирным домом лицензиат обязан в течение трех дней сообщить об этом в орган государственного жилищного надзора и разместить соответствующую информацию на официальном сайте, предназначенном для раскрытия информации. При выполнении указанных требований и внесении органом государственного жилищного надзора соответствующих изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий) лицензиат имеет право приступить к управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ Минстрой России уполномочен установить порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий органом государственного жилищного надзора (далее - Порядок).
В соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 (далее - Положение о лицензировании), соблюдение лицензиатом установленных ЖК РФ требований к раскрытию информации является лицензионным требованием (п. п. «в» п. 3).
Учитывая изложенное, до установления соответствующего Порядка, по мнению Минстроя России, целесообразно руководствоваться требованием о соблюдении лицензиатом лицензионных требований. При поступлении в орган государственного жилищного надзора обращения лицензиата о включении домов в реестр лицензий орган государственного жилищного надзора осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и приложенных документах. При этом, по мнению Минстроя России, к обращению лицензиата должны быть приложены копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, копия договора управления, подписанного в соответствии с требованиями ЖК РФ; в случае выбора управляющей организации по результатам открытого конкурса - копия протокола конкурсной комиссии и копия договора управления, подписанного лицензиатом.
При подтверждении полноты и достоверности сведений заявленные лицензиатом изменения вносятся в реестр лицензий, в порядке, установленном статьей 198 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». При выявлении несоответствий органом государственного жилищного надзора назначается и проводится проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатом в сроки, установленные административным регламентом органа государственного жилищного надзора.
Также Минстрой России обращает внимание на то, что Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 176-ФЗ) внесены изменения в Жилищный кодекс в части ужесточения требований к составлению, хранению и проверке легитимности протоколов общего собрания собственников помещений:
- при получении в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, проводится внеплановая проверка в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания;
- протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме придан статус официального документа, таким образом, устанавливается ответственность за фальсификацию протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
2. По вопросу проверок расчетов управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы в рамках осуществления лицензионного контроля.
Подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В целях реализации статьи 162 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Таким образом, соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Учитывая изложенное, в случае поступления в орган государственного жилищного надзора обращения заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, орган государственного жилищного надзора обязан провести проверку на предмет соответствия лицензиата лицензионным требованиям и в случае установления нарушений привлечь управляющую организацию к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.