В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций установлены Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Федерального закона организации обязаны организовывать и проводить мероприятия и работы по мобилизационной подготовке.
На основании пункта 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что организации по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.
Данная норма реализована в подпункте 17 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), что не противоречит положениям статьи 252 НК РФ, которой определены критерии признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Согласно данной статье НК РФ расходами для целей налога на прибыль организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Кроме того, следует отметить, что значительная часть расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, дополнительно заявляемых налогоплательщиками в уточненных декларациях по налогу на прибыль организаций, представляет собой затраты капитального характера, связанные с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, дооборудованием основных средств. Указанные расходы в общем порядке учитываются для целей налогообложения прибыли организаций через механизм амортизации. Однако норма подпункта 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, позволяла налогоплательщикам учитывать такие затраты единовременно, что давало возможность существенно корректировать свои первоначально заявленные налоговые обязательства в сторону уменьшения.
Федеральным законом от 29.11.2012 № 206-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 206-ФЗ) подпункт 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ изложен в новой редакции, исключившей из перечня расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям. Такие расходы, согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ, учитываются через механизм начисления амортизации.
Указанный порядок применяется к расходам, осуществленным начиная с 1 января 2013 г. Однако согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В этой связи представление налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций и заявлений о возврате переплаты, образовавшейся вследствие единовременного принятия расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, за налоговый период 2012 г. возможно в 2015 г.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин