Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ОАО (далее - Общество), сообщает следующее.
Понятие электронного документа закреплено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Предоставление информации по содержащимся в обращении вопросам применения законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, в том числе о наборе объектов-файлов электронного документа, имеющего юридическую силу, достаточную для подтверждения электронной сделки, о порядке подтверждения юридической силы электронного документа при окончании срока действия электронной подписи, а также о порядке аннулирования/удаления неправильных электронных документов не относится к полномочиям Федеральной налоговой службы, поскольку согласно абзацу 3 пункта 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Пункт 5.12 Положения предусматривает, что Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, в том числе по вопросам в сфере информационных технологий.
Между тем сообщаем, что отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Законодательством о бухгалтерском учете предусмотрено равенство первичных учетных документов на бумажном носителе и в виде электронных документов, подписанных электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждены приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.03.2011, регистрационный номер 20303).
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации документы налогоплательщика, составленные в электронном виде, могут быть представлены в налоговый орган в электронном виде только в том случае, если они составлены в соответствии с установленным форматом.
Данный вывод следует из писем Минфина России от 07.07.2011 № 03-03-06/1/409, от 14.06.2011 № 03-02-07/1-190. В указанных письмах также разъяснено, что если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Таким образом, представление в налоговые органы истребованных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно в соответствии с установленными форматами.
Указанные выводы подтверждены судебной практикой, в том числе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу № А40-124838/11-75-497 (оставлено без изменений постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.07.2012).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, разъяснение вопроса о правомерности учета затрат на изготовление электронных копий документов при исчислении налога на прибыль организаций не относится к компетенции ФНС России.
Перечень электронных сервисов ФНС России содержится на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://www.№alog.ru/r№77/about_fts/el_usl/. В указанном разделе расположены сервисы, предусматривающие электронный документооборот, например, представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, личный кабинет налогоплательщика юридического лица, подачу электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С. АРАКЕЛОВ