Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
В соответствии с положениями пункта 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент Российской Федерации, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в статье 312 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса установлено, что налоговая ставка 0 процентов применяется к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.
Согласно положениям пункта 1.1 статьи 312 Кодекса применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, осуществляется при выполнении следующих дополнительных условий:
доля участия российского лица, имеющего фактическое право на дивиденды, в уставном (складочном) капитале (фонде) российского лица, выплачивающего дивиденды, а также иностранных организациях, через которые им осуществляется участие в капитале такого российского лица, составляет не менее 50 процентов в период с даты выплаты дивидендов до окончания налогового периода, в котором осуществляется выплата дивидендов;
сумма дивидендов, фактическое право на которые имеет российское лицо, составляет не менее 50 процентов от общей суммы распределяемых дивидендов.
При этом косвенное участие каждого последующего лица, имеющего фактическое право на получение дохода, в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов, в целях статьи 312 Кодекса и подпункта 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса приравнивается к прямому участию в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов.
Доля косвенного участия одной организации в другой определяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 105.2 Кодекса:
1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.
Таким образом, в случае выполнения, в частности, условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса и пунктом 1.1 статьи 312 Кодекса, налоговый агент вправе применить к выплачиваемому доходу в виде дивидендов налоговую ставку 0 процентов.
При этом факт реорганизации иностранных организаций сам по себе не является основанием, ограничивающим право применения налоговым агентом к выплачиваемому доходу в виде дивидендов налоговой ставки 0 процентов, если условия применения такой ставки, в частности, предусмотренные подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса и пунктом 1.1 статьи 312 Кодекса, выполняются до и после реорганизации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин