Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу переоценки финансовых вложений в валюте в уставный капитал иностранной компании и сообщает следующее.
Согласно статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходы налогоплательщика в виде взноса в уставный (складочный) капитал не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей главы 25 Кодекса признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении (подпункт 2 пункта 1 статьи 277 Кодекса).
Вместе с тем в пункте 11 статьи 250 и подпункте 5 пункта 1 статьи 265 Кодекса указано, что доходы (расходы) налогоплательщика в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе доходов (расходов).
Под положительной (отрицательной) курсовой разницей в целях главы 25 Кодекса понимается курсовая разница, возникающая при дооценке (уценке) имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке (дооценке) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Указанное применяется в случае, если дооценка или уценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю Российской Федерации, установленного законом или соглашением сторон, если выраженная в этой иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно.
На основании пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015)«О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
При этом, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, финансовые вложения в виде вклада в уставный капитал иностранной компании нельзя отнести и к обязательствам или требованиям.
Таким образом, учитывая положения пункта 11 статьи 250 и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 Кодекса, по финансовым вложениям (в том числе осуществленным путем приобретения ценных бумаг) курсовые разницы не формируются.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин