В связи с письмом по вопросам, связанным с заключением агентских договоров на реализацию билетов на футбольные матчи и договоров по оказанию услуг по электронному бронированию билетов и приему платежей за эти билеты, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом финансовой политики сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 13 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия.
Порядок оформления бланков строгой отчетности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Таким образом, операции по реализации билетов на футбольные матчи, оформленных как бланк строгой отчетности, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 359, в том числе на основе агентского договора, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается заключения договоров платежного агента с открытием специальных счетов в случае заключения футбольным клубом с юридическими лицами договоров об оказании ими услуг по электронному бронированию билетов и приему платежей за билеты на футбольные матчи, то в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон) платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 2, части 18 статьи 4 Закона поставщик (орган государственной власти и орган местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе плату за пользование жилым помещением государственного и муниципального жилищного фонда) при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин