Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат.
При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона № 212-ФЗ.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере, установленном пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
Как указывается в письме Минтруда России от 21 ноября 2014 г. № 17-3/10/В-7842, в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя, в случае если величина его дохода за расчетный период превышает 300 000 рублей, определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ (26 процентов), увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ (5,1 процента), увеличенное в 12 раз.
Таким образом, фиксированным размером признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение минимального размера оплаты труда на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При этом сумма страховых взносов, исчисленная как 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50 процентов.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
Поскольку сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, на указанную сумму взносов сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса, учитываться не должна.
При этом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде страховых взносов, в том числе на сумму погашения задолженности по уплате страховых взносов за истекшие отчетные периоды, уплаченную в данном налоговом (отчетном) периоде.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН