Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. № 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим отмечаем, что глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Кодекса не содержит запрета на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) иностранными гражданами, временно проживающими на территории Российской Федерации и зарегистрированными в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Соответственно, указанные индивидуальные предприниматели вправе применять ЕНВД на общих основаниях в порядке, установленном главой 26.3 Кодекса.
Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 346.29 Кодекса объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика.
Поэтому налогоплательщик ЕНВД рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности.
Следовательно, обязанность налогоплательщика по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления.
Законодательство о налогах и сборах также не предусматривает обязанности для индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕНВД вести учет доходов в целях, не связанных с налогообложением.
Кроме того, согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
В этой связи индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не обязаны вести бухгалтерский учет.
Для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком ЕНВД, вправе использовать для подтверждения полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).
Также для указанных целей индивидуальные предприниматели — налогоплательщики ЕНВД могут вести учет доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и произведенные расходы.
Таким образом, положениями главы 26.3 Кодекса не предусмотрен конкретный перечень документов для подтверждения доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, в целях, не связанных с налогообложением, в том числе для подтверждения доходов индивидуальных предпринимателей — иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации и являющихся налогоплательщиками ЕНВД, в целях соблюдения порядка подтверждения такими гражданами положений, установленных пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Учитывая изложенное, полагаем, что за более подробной информацией по вопросам, изложенным в письмах, следует обращаться в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС России) по месту получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. СААКЯН