В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы и возврата государственной пошлины в случае отказа судьей Верховного Суда Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В силу статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) вступившие в законную силу решения и определения арбитражных судов, постановления и определения арбитражных апелляционных судов могут быть обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства полностью или в части лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ, если они полагают, что в оспариваемых судебных актах содержатся существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 291.3 АПК РФ предусмотрено, что к кассационной жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.
Частью 1 статьи 291.5 АПК РФ определены случаи возвращения кассационной жалобы, представления без рассмотрения по существу.
Согласно статье 291.6 АПК РФ кассационные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 291.1—291.3 АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, или по материалам истребованного дела.
По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела, или о передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
На основании статей 102 и 104 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 6000 рублей.
С учетом изложенного, при подаче кассационной жалобы должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 3000 рублей (50 процентов от 6000 рублей).
Порядок возврата или зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 Налогового кодекса.
Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса, подлежит возврату.
На основании подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса, в частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами, прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судами.
В приведенном в письме случае кассационная жалоба, поданная на вступившие в законную силу решения арбитражных судов, была рассмотрена судьей Верховного Суда Российской Федерации, и в связи с ее рассмотрением судьей суда кассационной инстанции было вынесено определение об отказе в передаче данной кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенных норм АПК РФ и Налогового кодекса, поскольку кассационная жалоба была рассмотрена судьей, было вынесено определение об отказе в передаче данной кассационной жалобы для дальнейшего ее рассмотрения, уплаченная сумма государственной пошлины возврату не подлежит.
При повторном обращении в порядке, предусмотренном статьями 291.1—291.15 АПК РФ, должна уплачиваться государственная пошлина как за рассмотрение новой кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда в размере, определенном подпунктами 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса.
Данная позиция нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1766-О.
Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Из этого следует, что органы исполнительной власти не вправе контролировать деятельность судов по осуществлению правосудия и проводить в них проверки.
Законность судебных постановлений, в том числе и по вопросам уплаты государственной пошлины, может проверить только вышестоящий суд.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
В. Прокаев