Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения в отношении экспедиторских услуг, оказанных австрийской организацией по договору транспортной экспедиции, заключенному с российской организацией в целях доставки товаров с завода иностранного поставщика до таможенного органа, расположенного на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
В части учета расходов.
Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее — издержки обращения) с учетом особенностей, установленных статьей 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с главой 25 Кодекса. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
В случае если транспортные расходы (прямые расходы) не учтены в стоимости приобретенных товаров, то при их учете и распределении следует руководствоваться порядком, установленным статьей 320 Кодекса.
В части обложения доходов иностранной организации.
Если перевозку осуществляет иностранная организация — резидент государства, с которым у Российской Федерации действует международный договор по вопросам налогообложения, то согласно статье 7 Кодекса положения международного договора имеют приоритетное значение при налогообложении доходов иностранной организации на территории Российской Федерации.
Так, в статье 8 «Международные перевозки» Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13 апреля 2000 года (далее — Конвенция) предусмотрено, что прибыль, получаемая предприятием — резидентом Австрии от эксплуатации морских, речных или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в Австрии.
Согласно подпункту «g» пункта 1 статьи 3 Конвенции термин «международная перевозка» для целей применения Конвенции означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося государства, кроме случаев, когда такое морское, речное или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся государстве.
Таким образом, положения статьи 8 Конвенции не распространяются на осуществление международных перевозок автомобильным транспортом.
Кроме того, положения статьи 8 Конвенции не распространяются на прибыль предприятий от организации международных перевозок и экспедиторского обслуживания грузов.
Следовательно, в случае если австрийская организация осуществляет международную перевозку автомобильным транспортом, налогообложение доходов, полученных иностранной организацией — резидентом Австрии за осуществление автомобильных международных перевозок, а также за организацию международных перевозок и экспедиторское обслуживание, должно осуществляться в соответствии с нормами статьи 7 Конвенции, регулирующей налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности.
Согласно статье 7 Конвенции прибыль предприятия одного Договаривающегося государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Учитывая вышеизложенное, при выплате дохода австрийской организации по договору транспортной экспедиции, заключенному с российской организацией, налоговый агент вправе не удерживать налог на доходы при соблюдении требований статьи 312 Кодекса, при условии, что деятельность такой австрийской компании не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации.
В части налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
На основании подпункта 5 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией в отношении товаров, перевозимых между пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой — за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается. Поэтому российская организация, приобретающая данные услуги у иностранной организации, не является налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в российский бюджет по этим услугам.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. Кизимов