Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых сотрудником организации, выполняющим работы по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации, и в соответствии со статьей 34.2 и пунктом 4 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, организация заключила трудовой договор о дистанционной работе, работа по которому выполняется работником на территории Республики Молдова.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
К доходам от источников за пределами Российской Федерации относится также такой непосредственно связанный с выполнением трудовых обязанностей, но не являющийся вознаграждением за выполнение этих обязанностей доход, как средний заработок, сохраняемый за работниками на период очередного отпуска.
Согласно пункту 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса).
В случае если сотрудник организации - получатель доходов признается налоговым резидентом Российской Федерации, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.
Таким образом, в отношении доходов сотрудника организации, признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, а также среднего заработка, сохраняемого за работником на период очередного отпуска, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Кодекса.
Вышеупомянутые доходы сотрудника организации, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, полученные от источников за пределами Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение сотрудников организации в Российской Федерации или за ее пределами, Кодексом не установлено. По мнению Департамента, такими документами могут быть проездные документы, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, справки, подготовленные на основании сведений табеля учета рабочего времени, табель учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно подтвердить длительность нахождения физического лица в Российской Федерации или за ее пределами.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН