Департамент развития социального страхования, рассмотрев обращение по вопросу уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), сообщает следующее.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Согласно статье 5 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ данные плательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за себя.
Положениями статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода.
Так, за 2014 год размер упомянутых страховых взносов составил:
— в случае, если доход плательщика не превышал 300 000 руб. за расчетный период, — 1 МРОТ ((5554 руб. на 2014 г.) x 26% x x 12 мес. = 17 328,48 руб.);
— в случае, если доход плательщика превысил 300 000 руб., — 1 МРОТ (5554 руб. (на 2014 г.) x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей).
При этом введено ограничение по размеру страховых взносов, а именно максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ (5554 руб. (на 2014 г.) x 26% x 12 мес. = = 138 627,84 рублей).
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Исходя из положений статьи 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают:
— доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Положения статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения.
Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, величиной дохода индивидуального предпринимателя является сумма фактически полученного им совокупного дохода за этот расчетный период. При этом расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, не учитываются.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Следует отметить: учитывая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии, а также то, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, то формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).
Заместитель директора
Департамента развития
социального страхования
Минтруда России
Л. КОТОВА