Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам уплаты торгового сбора, а также применения налога на прибыль организаций и сообщает следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится в том числе торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, а также торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Статьей 413 Кодекса установлено, что под объектом осуществления торговли понимается здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Согласно пункту 1 статьи 415 Кодекса ставки сбора устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.
Таким образом, на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на 1 кв. м торгового зала. На объект организации торговли, не имеющий торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на объект осуществления торговли.
В соответствии со статьей 4 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе» полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. № 210-ПП, на указанный Департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города Москвы вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В связи с этим по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором и иным вопросам, связанным с исчислением торгового сбора, следует обращаться в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 10 статьи 286 Кодекса в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Положения пункта 10 статьи 286 Кодекса не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Следовательно, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
При этом обращаем внимание, что глава 25 Кодекса не содержит требований об определении отдельной налоговой базы по налогу на прибыль организаций в части предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, в целях применения пункта 10 статьи 286 Кодекса.
Кроме того, сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А. Саакян