Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о применении подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к не выплаченным акционерным обществом дивидендам и сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок выплаты акционерным обществом дивидендов не является предметом ведения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Пунктом 9 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) установлено, что лицо, не получившее объявленных дивидендов в связи с тем, что у общества или регистратора отсутствуют точные и необходимые адресные данные или банковские реквизиты, либо в связи с иной просрочкой кредитора, вправе обратиться с требованием о выплате таких дивидендов (невостребованные дивиденды) в течение трех лет с даты принятия решения об их выплате, если больший срок для обращения с указанным требованием не установлен уставом общества. Срок для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов при его пропуске восстановлению не подлежит, за исключением случая, если лицо, имеющее право на получение дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы.
По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества, а обязанность по их выплате прекращается.
В случае восстановления в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества не востребованных акционерами дивидендов либо части распределенной прибыли указанные доходы, на основании подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации.
Таким образом, положения подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются к объявленным и невостребованным дивидендам в понимании Закона № 208-ФЗ.
В отношении срока исковой давности согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) таковым признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (статья 196 ГК РФ). Однако для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (статья 197 ГК РФ). Также в статьях 202, 203 и 205 ГК РФ указаны условия приостановления и перерыва течения срока исковой давности, а также восстановления срока исковой давности.
Согласно пункту 18 статьи 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, суммы кредиторской задолженности по выплате дивидендов в ситуации, когда акционеры общества обращались к обществу с требованием о выплате дивидендов, но не получили удовлетворения по причине отсутствия денежных средств, по истечении срока исковой давности, исчисленного в соответствии с ГК РФ, подлежат включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика. Положения подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ в рассматриваемом случае не применяются.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политик
А.С. Кизимов